ЙОГА — ОБЩИЕ ВЫВОДЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ и Словарь

Shiva_yogaВот и закончено очень небольшое повествование о Йоге, которая является воплощением вековой мудрости индийского народа, приводящей в изумление глубинами познания человеческой сущности.
Наша книга названа «ПУТЬ В ЙОГУ». Следуя этому названию, мы старались по мере сил и возможностей более-менее полно осветить все ступени этого пути физического и духовного совершенствования человека. Читатель также обратил внимание, что в книге изложены многие условия и требования, чтобы свести до минимума степень риска в практическом освоении.
Сейчас мы можем сделать вполне определенный вывод, что одного энтузиазма в Йоге недостаточно, необходим трезвый расчет умеренность и осторожность. Если же кто-то не посчитает необходимым следовать разумной логике, то его ждет один из трех исходов: он чего-то достигнет, какие-то силы будут обретены, но только за счет подорванного здоровья; он ничего не добьется и еще раз создаст недобрую славу этому учению; в худшем случае он откроет себе путь в сумасшедший дом. Такова истина.
Многие практикуют Йогу только с целью оздоровления, они достигают цели и на этом останавливаются. Благо и это, здоровье — дар бесценный.
Те, кто идет дальше, овладевают праной. Маленькая волна праны, которая составляет вашу собственную энергию, является частью бесконечного океана праны. Овладев своей праной, мы можем проявлять свое влияние вовне, воздействовать этой силой на окружающую нас среду. По мнению йогов, прана распространена во всем теле, она координирует все материальные
проявления физического тела и его двойника, то есть эфирного тела.
Наше сознание слишком несовершенно, чтобы почувствовать тонкие движения праны, но посредством известной практики очищения, дыхательных упражнений и сосредоточения на желании почувствовать в себе ее токи, приводит в итоге к тому, что эти токи праны действительно становятся ощутимы.
Очищаются в первую очередь нади («над» означает «движение»), очищаются также нервные клетки, чтобы они могли вибрировать в ответ на прикосновения высшего порядка. Очищение, в свою очередь, сочетается с диетой и чистотой питания. Более того, токи праны приводят в действие сознание, а если так, то, управляя праной, мы можем подчинить сознание.
Иогину также предписывается целый курс асан, которые таят в себе глубокое скрытое действие: а) изменение физического организма посредством асан приводит к определенному изменению астрального тела; б) асана совместно с концентрацией внимания на подсознательных физических ощущениях приводит к тому, что они делаются сознательными и в дальнейшей практике используются целенаправленно.
Впереди пратьяхара, завершающий подготовительный этап к самьяма. В пратьяхаре главное для ученика — аналитический подход, ученик должен увязывать процесс дыхания с процессом образования мыслей. В практике любой ступени Йоги, а тем более высших ее ступеней, не следует быть пассивным исполнителем, а необходимо вести постоянную исследовательскую работу над собой. Не зря сказано: сколько личностей, столько йог. Каждый имеет свою индивидуальность, и ее необходимо раскрыть также индивидуальными методами. В пратьяхаре мы научились огралсдать себя от внешних воздействий или, грубо говоря, мы «запретили» всем нашим органам принимать во внимание внешние воздействия и посылать сигналы в мозг — этим мы подчинили тело.
«Мы после подчинения тела, — говорит С. Вивекананда. — можем попытаться обработать сознание».
Почему необходимо обрабатывать сознание? А потому, что мысли могут также возникать изнутри и мешать нам сосредоточиваться. Дхарана учит нас, как избавляться от «внутрен них» мыслей, а дхиана закрепит оба предыдущих свойства и
«привяжет» наше сознание к одному объекту (идее) без каких бы то ни было внешних или внутренних отвлечений. Самьяма, следующая после пратьяхара, в наибольшей степени требует разумного подхода и квалифицированного руководства. Здесь мы опять подошли к вечной проблеме Учителя. Учитель — это более чем бесценный дар. но пока у вас непочатый край самостоятельной работы. Если бы все сидели и ждали Учителя, то наша цивилизация осталась бы на уровне каменного века. Только активный поиск ведет к Учителю. Нет у человека более высокого Учителя и наставника, нежели высшее «Я», и в то же время нет у него злейшего врага, чем низшее «Я». Стоит вдуматься в сказанное и понять, как важно в жизни познать самого себя и представить те высоты, до которых человек может дойти, и ту пропасть, в которую человек может пасть, если не подчинит свой ум, эмоции и страсти единому контролю. Познав себя, познав двойственность своей природы, ученик делает все меньше ошибок; для него нет больше случайностей, а везде только закономерность и целесообразность. Из игрушки природы. из раба страстей он становится господином своей судьбы. Чем выше его сознание, чем шире его кругозор, тем правильнее его суждения, тем точнее он осознает ожидающую его перспективу.
Ученик Йоги, грубо говоря, как паук, ткет вокруг себя свой собственный мир, свою собственную сферу ограничений, правил, требований, которые первое время кажутся невыполнимыми, но потом становятся привычными и входят в постоянный образ жизни. Подниматься на вершину Йоги можно только с чистыми руками и чистым сердцем. По этой причине йогу также предписывается пройти обширный курс ЯМ и НИ- ЯМ.
На всех этапах Йоги от ученика требуется правильное понимание прогресса занятий. Прогресс в Йоге не есть непрерывный процесс восхождения, а периодический рост с перерывами и задержками. Временные задержки не должны вызывать разочарования, наоборот, они должны быть стимулом для еще больших усилий. Периодические задержки — это накопление жизненных сил и созревание для дальнейшего роста.
Система йогов уникальна, она рассматривают человека как музыкальный инструмент. Когда все струны натянуты должным образом, то такой инструмент издает правильную гамму
звуков. Если же какая-то струма не натянута, то разлаживает с.я игра всего инструмента. Только гармоническое развитие способствует наибольшему выражению человеческой сущности. С этой целью наука йогов построена подобно дереву со мно 1#ими ветвями. Решивший взобраться на вершину, к свету, дол жен подниматься постепенно, опираясь на каждую ветвь, в противном случае он рискует не добраться до вершины или со рваться.
Вы узнали об интересной науке индийских мудрецов — йогов. Что дано в этой книге, — это всего лишь зернышко из большого полновесного колоса, выращенного мудрыми Учите лями в течение тысячелетий. Мы не знаем другого столь величественного памятника народной культуры, воплотившего в себе бесценное достояние народного опыта.
Если безжалостное время сохранило это учение, то, наверное, оно содержит рациональную суть, и никто не имеет морального права высказываться в его адрес недоброжелательно. Йогу необходимо познать практически, вникнуть в ее суть, а потом уже высказывать свое суждение. Но кто отвергает ее не познав, тому должно быть стыдно.
Это учение необходимо еще и еще изучать, чтобы освободить его от прилипшего к нему сора, грязи, шарлатанства, факиризма и надувательства, чтобы избавиться от таких определений, как «не соответствует*, «не научно» и т.д.
Необходимость развития духовных сил не чужда людям нашего времени. Наука глубоко проникла в тайны материального мира, и ученые все болыпеубеждаютеявтом. что обычные фор мы мышления уже недостаточны, чтобы осознать многие тонкие проявления скрытых глубин материи. Как бы человек широко ни мыслил, но его физический мозг не может выйти за пределы физического мира.
Не будем спешить с выводами, но. может быть, именно йоги своими методами помогут поднять на новый уровень возможности нашего сознания.
ГЪрдый дух человеческий неустанно стремится к познанию, на крыльях своего ума он стремится все выше и выше, че го не может человек, то могут приборы. Но одно не понятно, почему человек не ищет способов расширении своих умственных способностей? Наукой доказано, что ресурсы нашего мозга
используются на 3-7%. Что если именно методы йогов позволят расширить наши психические силы?
Учителя Йоги постоянно призывают нас познать себя и предлагают для этого необходимые методы, они призывают нас остановиться и задуматься: «кто я», «зачем я», «что я могу», «что я должен».
Еще один вопрос — есть ли тайное в Йоге? Есть, но только такое, что должно быть дано человеку на определенном уровне его развития. Дать человеку больше знания, чем он способен принять и осмыслить, опасно. Это подобно адской машине в руках ребенка, который не знает, что это такое.
Но человечество, соответственно своему духовному прогрессу. должно постепенно приобщаться к более обширному знанию. Кто знаком с историей Йоги, тот, наверное, обратил внимание, что Великие Учителя Йоги периодически посылали в западные страны своих представителей, йогов-просветитёлей. Нам известны миссии С. Вивекананды, Й. Парамахансы, С. Эсудиана. Очень характерно с этой точки зрения напутствие Сельвараджа- на Эсудиана, которое он получил от своего Учителя:
«Иди мой мальчик, познакомься с Западом. Сравни людей Запада и Востока и посмотри, где эти две дороги встречаются. Научись у людей Запада тому, в чем они опередили нас, и познакомь их с тем. чего достигли мы. Иди своей дорогой и работай, чтобы соединить эти пути. На Западе ты лучше поймешь науку Хатха-Йогу. Это не только путь к здоровью, но единственный путь в мире и метод физической культуры, основанный на тесной связи тела с психикой».
Все. что кратко можно было сообщить о науке йогов, мы сделали в этой небольшой книге, которая не является заявкой на всеобъемлющее изложение или оригинальные выводы, но есть попытка предложить ученику систему Пусть теперь прочитавший эту книгу подумает: есть ли у него силы, воля и настойчивость, чтобы стать на этот путь? Если так, то становитесь челла или шишья (то и другое означает «ученик»). Если сомневаетесь. у вас не будет удачи.
Мы старались будущему ученику дать по возможности больше материала, взятого из опыта людей, прошедших впереди этим путем, но многое еще не раскрыто — пусть это сделают другие, более сильные.
Более того, есть вещи, которые для себя ученик должен от крыть сам. Это не потому, что «что-то» имеет скрытую сторону, а потому, что проявляется индивидуально. Вы будете очень удовлетворены, если, идя по этому пути, сделаете для себя какое-то открытие. Но в процессе дальнейшего изучения вы получите еще большее удовлетворение, когда узнаете, что ваше «открытие» уже было открыто, удостоверившись, что мыслите в нужном направлении.
Йогу иногда подвергают критике, и чаще всего за ее привер женность к идеализму. В сознание человека Запада никак не укладываются религиозные оттенки этой науки. Отношение Йоги к религии нам известно из предыдущего. Что же касается боже ственных категорий, которыми изобилует терминология йогов, то здесь необходим особенный подход. Известно, что в древности все знания и искусства были частью религии и способствовали священному служению. Более того, более быстрый успех в Йоге все же имеют верующие люди, может быть, потому, что им легче даются особенности миросозерцания йогов.
Йогин-бхакт Ш.С. Шивананда говорил так: «Поклонение Богу через служение ЧЕЛОВЕКУ, являющемуся зримым выражением Божества, — это Йога, в особенности в этом веке’иреоб- ладания раджаса и тамаса». Хочется думать, что лучше и не скажешь. И еще одно сравнение. Атеист убежден, что человек — высшее творение живой материи. Христианин, как и другие религии, считает высшим и совершеннейшим Бога, но йогины признают Божественность Человека. Согласно Веданге, Человек не есть «тварь», не «искра Божья», не сын Божий, не ветхозаветное творение из ничего, а Бог.
«Да будет воля Твоя», — говорит христианин в своей молит
ве.
«Да будет воля Моя», — говорит хатха-йог.
«Я — Брахман» — вот суть Веданты и вся мудрость Йоги. В каждом человеке частица Брахмана. Сокровенное стремление йогина — слияние своей индивидуальной души с Мировой Душой (Брахманом), чего он и достигает в самадхи.
Йога — одно из немногих учений, последователи которог о не агитируют становиться на их путь. Йоги считают, что человек сам должен прийти к такому решению, так как любые человеческие деяния, если они вопреки собственной воле, arm*
чаются слабой эффективностью. Здесь нужна внутренняя потребность, возведенная в привычку.
Если вы преследуете только оздоровительные цели, то возьмите что-то от Йоги, что-то от физической культуры и сделайте свою систему. Пусть учение йогов станет для вас руководством на пути к здоровью и долголетию.
Работайте над своим физическим совершенствованием и будьте удовлетворены собственным примером. Не склоняйте голову перед своими недугами, боритесь за полноценную жизнь.
А может быть, не нужна Йога?
Зачем усложнять жизнь столькими ограничениями? Ведь живут же люди и радуются жизни, ничего не зная о Йоге, как и о многом другом…
В таком отношении всех людей можно разделить на три неравные группы. Самая многочисленная — это обычные люди, живущие в обществе, трудящиеся для общего блага, определяя настоящее и будущее своей страны.
Есть очень немного таких, которые стремятся идти по линии наименьшего сопротивления, с горки, когда ноги сами идут.
Но есть люди не совсем обычные, которых не всегда можно понять, которые идут «под гору», ставят перед собой более высокие цели — это подвижники нового. Вероятно, также определяется отношение к Йоге, куда приходят лишь очень немногие. Этих людей не смущает даже то, что на этот необычный путь становятся миллионы, выдерживают трудности этого пути лишь тысячи, погибают сотни, а к конечной цели приходят лишь десятки или единицы.
Мы попытались дать читателю или ученику сведения о Йоге такой, какая она есть в действительности, со всеми трудностями и даже опасностями. Теперь ясно, почему так мало людей. которые могли бы назвать себя йогами. Ясно также, почему так мало истинных йогов и почему они никогда не заявляют о себе. Но они есть среди нас. Единственное, по чему их можно выделить, так это то, что им чужд соблазн материальности, жажда обогащения и властолюбия, — все это их просто не интересует. Но в их глазах мерцает необыкновенный духовный свет, им свойственна особая духовная культура и воля духа, им свойственна гордыня и заносчивость, но любовь и прощение. Различайте таких людей, будьте внимательны к ним и выбирайте их себе учителями жизни.
* * *
Итак, уважаемый читатель, мы расстаемся с вами. Наши дороги расходятся, но может случиться, что мы встретимся… Встреча такая вполне возможна, ибо если вы сделали первые шаги в Йогу с твердым намерением совершенствоваться, то не обманывайте себя мыслью, что как только вы достигнете имен но этого уровня, то здесь и остановитесь. Вы незаметно для себя будете идти все дальше и дальше.
Мы будем очень удовлетворены, если это краткое знакомство с наукой йогов заронило в вашу душу хоть одно зерно, способное дать росток чего-то нового для вас.
Великий йогин С. Вивекананда часто повторял: «Если я когда-либо произнес истинное .слово, то я обязан этим моему Учителю. Моими в моих словах Являются лишь ошибки». К сожалению, мы находимся на том участке пути, где еще нельзя сказать таких слов, но вместе с тем мы постарались пролить свет на мудрую технику йогов в меру своих сил и возможностей настолько, чтобы праздный читатель получил более-менее полное представление по существу общего вопроса, а ученик — руководство к практической работе до определенной степени.
Те, кто в самом деле хотят стать йогами, раз и навсегда перестаньте думать о вещах. Держите только одну идею. Сделайте ее идеей вашей жизни, думайте о ней, мечтайте о ней. живите ради этой идеи. Пусть мозг, мышцы, нервы, каждая часть вашего тела будут полны этой идеей, оставьте любую другую идею. Это путь к успеху, это путь, создающий великих духовных гигантов.
Ш.С. ВИВЕКАНАНДА
ОМ! ОМ! ОМ!
СЛОВАРЬ

А
АТМА — АТМАН — АВАТАРЫ —
АБХЬЯСА — ДДХИКАРИ АГНИ — АВИДЬЯ — АНАНДА—
АБХАИЯ — АДВАЙТА — АХИСМА — АКРОДХА — АСТЕЙЯ — АЯМА —
АБХАВА— АВЙАКТА — АЙРАВАТИ — АНТАХКАРАНА-
АСМИТА — АНТАРАТМАН — АТХАРЙА ВЕДА — АЧАРЙА—
ДУХ
собственное «Я»
люди, родившиеся с Божественными силами, воплощения Бога духовная практика энергичный человек огонь
невежество, неведение
блаженство, удовольствие, радость
(имя двоюродного брата Будды.
его лучшего ученика, достигшего
высокого совершенства)
свобода от страха
единство
ненасилие
свобода от гнева
невороватость
растяжение
несуществование, отрицание
непроявленный
слон Индии
внутренний орган мышления, дух,
иногда душа
эгоизм
внутреннее «Я», душа одна из четырех вед духовный наставник

БРАХМАЧАРЬЯ — соблюдение полного полового воздержания. безбрачие наслаждение
искренне верующий человек чувство
макушка головы БРАХМАГРАНТХИ (или кнот)— три узла в системе Кундалини
ДЖИВАТМА — ДЕХА —
ДРИШТИ — ДЭВА-
ДЖЙВА-МУКТА —
ДХАНУ —
ДВИ- ДЖНАНА —
ДХАРМА —
ДВАИДЙЯ —
ДЖЙОТИ — ДХРИТИ— ‘
и—й
ЙОГОДА — ИНДРА — ИНДРИИ — ИШВАРА — ИСТИННОЕ «Я* —
душа, воплощенный дух физическое тело ведение Божество
человек, освободившийся во время жизни в данном воплощении корова два
священное знание, полученное во время медитации, также мудрец принцип порядка или гармонии в мире, универсальный закон справедливости, моральный и духовный дух человека
двойственность, пара противоположностей свет
духовное терпение
что приносит равновесие глава Богов органы чувств высший сущий Бог природы высшая сущность, ради развития которой до полноты сознания (самосознания) и создан весь объективный мир

К
КАНДА — КАРАНА ШАРИ РА КАЙ ВАЛ ЬЯ — КАРМА —
КЕВАЛА — КРИШНА —
КРИЙЯ—
источник всех нади — причинное тело конечное освобождение действие, обет, обстоятельства, вытекающие из поступков в предыдущих воплощениях
весь, полный, совершенный
самый знаменитый герой индийской
мифологии
очищение
КШИ11ТА — КШАТРИЯ — КАРАНА — КЛЕША — КОША —
Л
ЛАЙЯ —
ЛАКШЬЯ — ЛИНГА ШАРИ РА ЛАКШМИ —
м
МАНТРА —
МАТРА — МАНАС — МУКТИ —
МОХА — МОКША — МОВНА —
МУЛА —
МАХА —
МАНУ — МАЙТРЕЙЯ —
МУЛАПРАКРИТИ МАЙЯ— ‘
МАХАБХАРАТА —
МАХАТМА — МАНДАЛА — рассеянный, невнимательный
военная правящая каста
причина
страдание
оболочка души
преданность, поглощение, растворение
объект концентрации тонкое тело
Богиня красоты, супруга Вишну
священное слово, мысль, молитва
для повторения со смыслом
единица времени
мыслительное начало
освобождение, конечное блаженство
правдивость
освобождение
обет молчания
корень, основа, источник
великий, могущественный
отец человеческой расы
буддийский месяц, то есть следующий
Будда
• мировая материя
созидательная сила Бога. посредством которой феноменальный мир восдвинул к существованию «Великая Индия», огромное собранн древней классики великая душа
магический круг, символический сунок, сделанный на земле
НИРГУНА—
HAMA — НИРОДХА — НИРВАНА —
НИРГУНА —
О
ОДЖАС — ОРДХВАРЕТАС
бесформенное, без характерных признаков имя
ограничение, подавление полное угасание индивидуального существования. прекращение новых рождений и вхождение в блаженство; она есть небытие только с точки зрения нашего конечного сознания, она наступает, когда ограниченность и совершенство отдельного личного бытия уничтожены, когда сознание слилось с Мировым Сознанием, в ней человек не теряет индивидуальности, а сознает себя во всем сущем и все сущее в себе; она не отсутствие всякой жизни, а полностью сверхличная жизнь, сливающаяся с жизнью Вселенной без качеств, без атрибутов
духовная энергия, сконцентрированная сила
йог. у которого половая энергия течет вверх

п
ПАРАМАГМА — ПУРУША — ПРАКРИТИ —
ПАРАМ — ПАРАМАГМА — ПРАТЬЯКША — ЛАРВАТИ — Г1АНДИТ — ПУРАНЫ — универсальное сознание, высшее «Я» душа
первоматерия, недифференцированная материя, природа верховный, высший высочайший дух, верховное «Я» истина
богиня, супруга Шивы, дочь Гималаев ученый, просвещенный священные груды
преданность
страсть
форма
царь
сперма
мудрец, аскет, тот, кто ведает истину
психические силы, совершенство, ус пех
религиозные наставники высших ступеней духовного просветления люди, полностью отказавшиеся от мира и удовольствия для Бога братство, истина духовный, изучающий с внешней формой чистота
физическое, грубое стих
— тонкое тело плотное тело
мысленные впечатления прошлого приток Г&нги. Богиня, жена Брамы, одна из главных надей обитель рождения и смерти одаренный атрибутами и качествами собрание гимнов, статей тонкое тело
СУКШМА ШАРИРА — тонкая оболочка СВАРУПА — собственная форма
Т
ТАМАС — оковы (в переносном смысле), инер
ция, темнота ТАТГВА — стихия как первичное вещество
ТРАТАК — пристальный взгляд на что-то
ТРИКАЛА ДЖНАНА — человек, который знает прошлое, настоящее и будущее
УИНМАНИ-АВАСТХА — отсутствие состояния Йоги
УГ1АНИШДДЫ — УПАСАНА —
X
ХАМСАХ —
ХАРИ —
ч
ЧАЙТАНЬЯ — ЧИТТА —
ЧИТ —
ЧАНДРА — ЧИТТА-ВИКШЕДА ЧАТУР —
ЧИТГА-ВРИТГИ —
ш
ШАКТИ —
ШАБДА —
ШИ ВАНА — ШАРИРА — ШАСИРА —
ШРУТИ —
э
ЭКАГАРАТА —
название философских сочинений присоединяемых к ведам почтение, медитация и др.
«Я есть ОН», всесильный дух. Бессознательная мантра, повторяемая с каждым актом дыхания одно из семи имен Вишну
сознание
ум. умственное вещество чистое сознание луна
— отвлечение ума четыре
отвлечение ума
сила
звук непроявленный, получаемый
не от соударения предметов
слушание духовных истин
тело
питание
писания
направленность на одно, отождествление с предметом сосредоточения, проникновение в его внутреннюю сущность
добившийся общения с Высшими Духами