meditation is a true life

Йога — Яма и НиЯма

Индийские учителя считают, что без воспитания в себе необходимых моральных и нравственных предпосылок не стоит рассчитывать на успех в высшей ступени Йоги. Прежде всего необходимо научиться руководить своими чувствами и эмоциями, обрести власть над своей низшей природой, ибо

Имеющий над собою власть — неизменно достигнет успеха благодаря вере; лишенные же этих качеств, успеха не добьются.

Поэтому, исполнившись верой, должно заниматься Йогой со старанием и настойчивостью.

ШИВА-САМХИТА

Яма требует от ученика воспитывать в себе 10 основных качеств: непричинение вреда живым существам, правдивость, невороватость, сдержанность, прощение, терпеливость, сострадание, искренность, умеренность, чистоплотность.

Нияма требует следующих качеств: самонаказание, удовлетворенность, вера в идеал, милосердие, поклонение идеалу, изучение принципов религии, скромность, ум, сосредоточенность. жертва, честность, целомудрие, непринятие даров, отказ от жизненных благ.



Это лишь краткий перечень, а в целом Яма и Нияма представляют собой огромный кодекс.

Когда ученик приходит к Учителю за наставлениями, то Гуру призывает будущего последователя в первую очередь воспитывать в себе высокие требования морального и духовного возвышения. К вопросам морали и нравственности ученика, вставшего на путь Йоги, мы будем постоянно возвращаться в течение всей книги, а сейчас в качестве общего посвящения дадим сокращенное изложение ДУХОВНОГО ЗАВЕЩАНИЯ Ш.С. ШИВАНАНДЫ УЧЕНИКАМ ЙОГИ:

«Будьте искренни и скромны в своем духовном стремлении. Приближайтесь к Йоге с почтением и вдохновением, ибо это учение не для праздного любопытства. Йога, прошедшая испытание веками, раскрывает и развивает личность. Это хорошо разработанная и тщательно сформулированная методика эволюции личности, которая приведет вас к вашему идеалу и дарует вам высшее счастье. Помните ее и храните постоянно в своем уме, относитесь к ней с уважением, занимайтесь ею с удовольствием.

Прежде всего преобразуйте себя. Развивайте благородный характер и идеал хорошего поведения: будьте чисты, просты, как можно более скромны, бесстрашны и правдивы, благородны. сильны и добры. Отбросьте гордость, зависть, гнев, трусость.

Не старайтесь стать необычным из-за того, что вы занимаетесь Йогой. Не превращайтесь в чудака. Будьте естественны и пользуйтесь в вашей жизни здравым смыслом. Йога предназначена для обычных людей, чтобы они могли найти истинное счастье и мир.

Занимайтесь усердно и будьте настойчивы. Не ждите быстрых результатов. Йога — это постоянный рост и изменения. Будьте спокойны, не торопитесь, нельзя торопиться на пути к Йоге. Имейте твердую волю. Решитесь заниматься Йогой всю жизнь. Разве вы не еДите всю свою жизнь? Для вашего истинного благополучия Йога необходима больше, чем еда. Поэтому будьте настойчивы, Будьте радостны. Упражняйтесь».

КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩЕГО ЙОГУ:

Изучающий Йогу должен верить и любить ГУРУ и БОГА, верить их учению и книге о Йоге. Он должен обладать бесстрашием. Вера и бесстрашие — основные свойства, необходимые для изучающего Йогу.

Ненасилие, правдивость и безбрачие — три основных добродетели.

Изучающий Йогу должен быть прост в обращении, скромен и благороден. Он должен быть свободен от нечистоты, хитрости, двуличия, грубости, жадности и эгоизма… Он должен быть всегда готов к самопожертвованию, помогать больным, делиться тем, что имеет.

Он должен обладать космической любовью, любить всех и все. Он должен постоянно развивать это качество. Он должен быть безмятежным.

Божественный свет загорается только в безоблачном уме. Он не должен совершать насилия, говорить ложь и быть жадным. Он должен всегда придерживаться золотой середины.

Чистота и самоограничение. Изучающий Йогу должен отказаться от половой жизни или строго ее ограничить. Он должен быть умерен во всем. Он должен дисциплинировать свои чувства и держать их в подчинении. Он должен говорить просто, хорошо и правдиво. Он не должен употреблять вульгарных и бранных слов. Он должен отказаться от вина и табака. Он должен есть вегетарианскую пищу. Питательных веществ достаточно в молоке, орехах и так далее. Мясная пища возбуждает страсти и делает ум неустойчивым.

ДОБРОДЕТЕЛИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ БЫСТРОГО УСПЕХА: ученик должен обладать восприимчивостью, смелостью, благородной терпимостью, искренностью, состраданием и почтительностью. Он должен быть честен, энергичен, старателен. Он должен постоянно думать о своем идеале. Он должен быть всегда радостен — это мощное тонизирующее средство для ума. Он должен регулярно заниматься — это одно из самых важных условий. Он должен быть проницательным и решительным. Он должен быть мужественным и иметь хорошие манеры. Его речь должна совпадать с мыслями, а мысли должны совпадать с действиями. Он должен заниматься самоуглублением и самоанализом ежедневно.

ДУРНЫЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОСТАВЛЕНЫ. оставьте клевету, злословие, хвастовство. Уничтожьте леность. Отбросьте дурные привычки.

Такие качества завещал ученикам Йоги ШРИ СВАМИ ШИВАНАНДА.

Каждой из степеней Йоги будет отведена отдельная глава, а сейчас мы ограничимся лишь общими положениями, глубже раскрывающими сущность этой науки.

С практической точки зрения наличие 8 ступеней не следует рассматривать буквально так, что если не освоена полностью одна ступень, то не следует переходить к следующей.

Конечно, в этом вопросе требуется определенное постоянство, но параллельная практика не только допустима, но и часто необходима. Все становится ясным при дальнейшем изучении.

Отправной точкой Йоги являются несколько положений, которые составляют основу этого учения. Мы уже говорили о принципе несовершенства человеческой природы — это первое положение. Следующим исходным требованием является соблюдение законов природы. Если бы в течение своей жизни люди следовали мудрым требованиям природы, не переступали границ естественного равновесия, не разрушали окружающую среду, то болезни исчезли бы, а смерть была бы только естественным завершением пути жизни. Йоги утверждают, и с этим следует охотно согласиться, что в расчеты природы вовсе не входило, чтобы человек уходил из жизни преждевременно, он должен достигнуть преклонного возраста и даж^ в глубокой старости не быть в тягость обществу, а наоборот, в силу своих возможностей трудиться.

Далее следует требование целесообразного использования энергии тела, положение о недостаточной деятельности органов и их систем, дифференциальной сущности жизни тела, принцип единства противоположностей и законы здоровья.

Йоги считают, что только ничтожное количество вырабатываемой организмом энергии тратится с необходимой пользой на сохранение жизни тела и осуществление духовных устремлений. Поэтому они предлагают упражнения, посредством которых можно заставить тело и отдельные органы брать всю вырабатываемую энергию и использовать ее для высших целей.

Йоги также находят, что деятельность различных важных органов нельзя полностью доверять инстинктивному разуму, так как он недостаточно эффективно руководит их работой, а поэтому необходимо вмешательство разума. Так это или нет, но в целенаправленном управлении отдельными органами и их функциям йоги достигли поразительных результатов, они s такой степени овладели дифференцированным управлением ело-

жнейшими физиологическими процессами, что для несведущих людей все это кажется сверхъестественным.

Йог может по своей воле ускорить, замедлить работу сердца или ослабить его работу до полного исчезновения пульса. Их власть над телом идет так далеко, что они усилием воли могут понизить обмен веществ до такого предела, что организм оказывается на грани между жизнью и смертью в течение длительного времени, а по выходе из этого необычного состояния специалисты не находят у них нарушений здоровья или иных отступлений от нормы. В этом поразительном искусстве йогов нет ничего неестественного. Внимательно изучая состав и деятельность человеческого тела, йоги приняли положение, что жизнь человека состоит из тысяч отдельных жизней клеток, имеющих свою степень сознания и определенную автономию. И йоги предлагают пути, как эти множественные жизни подчинить центральному сознанию и заставить их служить определенным целям.

Все это можно осуществить тогда, когда тело и дух здоровы. В таком случае высшие достижения Йоги будут продвигаться быстро. А как быть, если тело нездорово? Его необходимо оздоровить, и для этого существует огромный арсенал асан, прана- v ям, методов очищения и так далее. Поэтому прежде чем становиться на путь высших достижений Йоги, необходимо освоить физическую часть и позаботиться о здоровом функционировании всего организма. Закон здоровья йогов можно кратко сформулировать такой перефразировкой: ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ — БУДЬ ИМ, ИБО ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА — ДЕЛО РУК САМОГО ЧЕЛОВЕКА.

Йоги убеждены, что особые силы человека являются частью Вселенной, и если научиться управлять своими силами, то, стало быть, открывается возможность овладеть влиянием во вселенском масштабе.

Йоги, а точнее Хатха-йоги, сосредоточивают свое внимание на совершенствовании человеческой машины, освобождении ее от склонностей к заболеваниям, от усталости, приостановлении тенденции к разрушению, обретении гармонического развития силы физической и духовной.

Йоги признают основным принципом жизни — полярность Вселенной. Человек тоже соткан из противоположностей и противоречивых тенденций, и задача состоит в том, чтобы нау-

читьея соединять эти противоположности в себе, приводя асе свои функции к равновесию и гармонии.

Символом положительной полярности является Солнце и именуется слогом ХА. а отрицательная полярность представлена Луной и слогом ТХА, то есть ХАТХА — вот смысл этого терми на, единство двух противоположностей.

Изучая пранаяму, мы найдем еще более глубокий смысл ХАТХА. Прана известна под именем Солнца. Апана — под именем Луны. Задача пранаямы соединить Прану с Апаной. И еще не все — в дальнейшем нам станет ясен принцип соединения двух дыханий в двух каналах носа и двух течений (токов) в особых тонкоматериальных каналах ИДА и ПИНГАЛА. сходящихся в один — СУШУМНУ. Таким образом, чем далее мы будем продвигаться в изучении Йоги, тем более глубокое содержание перед нами будет открываться. Эта особенность, впрочем, хара- . ктерна для всей книги и для всех важных положений. Так что какую бы цель ни ставил перед собой ученик, на всех уровнях он будет находить для себя необходимые советы.

ОМ. ОМ. ОМ.