jogi

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЙОГОВ

Что касается мировоззрения йогов, то это один из наиболее сложных и запутанных вопросов и наименее исследованная область. так как Запад больше интересовался практической стороной этого вопроса.

Чтобы дать более-менее исчерпывающий ответ по предложенному вопросу, потребовались бы многие тома исследований, так как за многие тысячелетия это учение невольно впитало в себя всевозможные философские течения, где они толковались и извращались применительно к каждому мировоззренческому направлению. Как мы видели, даже толкование самого термина «Йога» составляет одну большую статью.

Однако если даже бегло проанализировать практическую сторону Йоги, то можно сделать вывод, что в ней все взято из реальной жизни. Что касается всего, чтаотнесено к «сверхспособностям» йогов, что еще не объяснено наукой, то это дело времени. Поэтому материалистическое обоснование этого учения приобретает сейчас особую актуальность. Правда, есть важные вопросы из области мировоззрения йогов, которые никогда не будут приняты диалектическим материализмом, и йоги также не поступятся своими доктринами. Решить все может только время и новейшие открытия современной науки в области более глубоких исследований законов мироздания — только в этом случае возможно соприкосновение в отдельных точках.

Возьмем самый важный вопрос: отношение Йоги к религии. Ответ не может быть однозначным, хотя йогов и считают «законченными» идеалистами.

Бели бы нам представилась возможность встретиться с истинными йогинами различных направлений и школ и задать им вопрос: «Есть ли Бог?», одни ответили бы: «Да. Бог есть*.

Другие: «Что вы. Бога нет, не было и творения».

Третьи: «Да, Бог есть, Бог — это я», а четвертый сказал бы: «Бог во мне» и так далее.

Если еще к этому прибавить понятие Божества, которое на языке йогов не имеет такого же смысла, как, скажем, у верующих христиан, то окончательное решение этого вопроса становится еще более запутанным.

Индийский философ Б. Гупта говорит следующее: «Учение Йоги — это наука, а последователи этого учения называются йогами. Йога не имеет ничего общего ни с кастой, ни с религией или нацией, а поэтому она необходима и полезна всем. Это система физической и духовной культуры».

Такая же точка зрения следует из трактата Патанджали ЙОГА-СУТРА. Тот факт, что Йога еще и сегодня распространяется через многочисленные монастыри и ашрамы, ничего не говорит о божественной сути этого учения. История знает, что религия всегда ставила себе на службу не только достижения народного опыта, но и многие открытия науки. И ничего нет удивительного, что и сейчас различные течения буржуазной науки (философии) используют некоторые идеалистические стороны определенных направлений разветвленного учения йогов.

В течение длительного времени принято было считать, что философия йогов — одна из форм идеализма мистического направления, отстаивающая существование сверхъестественных сил, изучающая способы овладения этими силами.

Принято считать, что Самадхи — конечная цель Йоги, является единением души человека с мировым Абсолютом, Мировой Душой, с Богом и в этом главный смысл жизни, нужно только посредством специальной техники достигнуть этого таинственного и необычного состояния. Это неописуемое состояние было истолковано древнимнйогами с идеалистических позиций, а иначе они не могли его объяснить, так как иной формы общественного сознания тогда не существовало. Западная наука все необычные достижения йогов объединила год общей категорией «скрытые возможности человека», и это не мешает нам взять из учения Йоги то рациональное, что она в себе воплотила.

Более того, даже некоторые видные философы настоящего времени в оценке форм общественного сознания йогов стоят на весьма оригинальной позиции — они рассматривают Йогу как метод физического и духовного очищения тела до такой степени, что оно становится способным воспринимать философские и религиозные истины, то есть освобождение тела от его собственных телесных пут и погружение в Божественное лоно.

Для индийской философии в целом характерно переплетение многих школ и систем, это также не менее характерно и для философии йогов, которая в основе своей сопряжена с системой Санкхья.

То. что прозревают йогины, постигают и Санкхья. Санкхья и Йога — одно.

МАКШКДХАРМА 307.20

Связь философии Санкхья с Йогой устанавливают многие индийские ученые (Д. Датта, С. Радхакришна, Д. Неру и др.) и подчеркивают советские исследователи (Б.Л. Смирнов,

Н.П. Аникеев).

Санкхья есть теория — Йога ее физическое воплощение. Йога практически применила учение Санкхья о физических и астральных телах, а учение о пране, уходящее постепенно на задний план в учении Санкхья, в Йоге становится узловым техническим приемом.

Учитывая такое тесное единство Санкхья и Йоги, возникает вопрос — что же является основой учения Санкхья? В соответствии с этим учением весь физический мир возник и развился из единой первоматерии (ПРАКРИТИ), важным условием существования которой является пространство и время.

Пракрити обладает способностью к саморазвитию, вследствие чего возникает все разнообразие физического мира, в том числе высшее его проявление — интеллект человека.

Категории пространства и времени соответствуют материалистическому миропониманию, однако в философии йогов признано существование ДУШИ (ПУРУША), которая стремится к абсолютной свободе.

Таким образом, в основных положениях философии йогов мы находим «рациональное зерно», следовательно, определяются некоторые общие вопросы.

Ученику, не имеющему специальных знаний в философии (тем более индийской), трудно установить истинное мировоззрение йогов, поэтому мы примем общий вывод о том, что в практической части Йоги нет ничего ни идеалистического, ни ритуального, а что касается высших психических и духовных достижений, то они во многом пока необъяснимы, но одно неопровержимо ясно, что принцип единства физиологических функций и ведущей роли головного мозга является безусловно фундаментальным положением Йоги.

Отвергая некоторые религиозно-мистические толкования, учение йогов в целом не противоречит материалистическому пониманию действительности и ее закономерностей.

Йоги видят в человеке соединение грубого материального мира с миром высшей силы, с Божественной сущностью. Человек должен найти и осознать свое истинное место в мире, которое для совершенного (продвинувшегося) ученика должно быть где-то между грубо материальным и идеально-духовным.

Несмотря на наличие в учении йогов религиозных категорий, это (повторим еще раз) не религия, хотя ортодоксальные сторонники этого учения проповедуют познание Божественного Источника, или Мирового Сознания, в которое как бы окунается человеческое сознание.

Они также верят, что при помощи методов Йоги это Божественное начало в человеке открывается и он обретает духовное возрождение. Если вдуматься в этот последний вывод, то можно понять, как мучительно искали древние мудрецы Индии объяснения своим достижениям, открытых длительным практическим опытом, и как их проницательный ум не удовлетворяли существующие религиозные каноны и философские категории.

Система йогов проникнута мыслью, что человек тогда оправдывает свое земное существование и общественное предназначение, когда стремится к высокому совершенствованию своего тела и духа.

При этом они считают, что физическое и духовное совершенствование доступно каждому, кто к этому упорно стремится. Это положение йогов для нас особенно важно, так как оно в своей основе материалистично.