Shiva_yoga

Разновидности йоги

Древние мыслители разработали несколько путей совершенствования для людей различных наклонностей и способностей, но конечная цель ведет к одному — раскрытию в человеке высших проявлений, так как человек — существо незаконченное, несовершенное и может изменяться к лучшему собственными силами, а Йога, во всех ее разновидностях, даст технику и методы на этом пути.

Проведем краткую характеристику основных направлений Йоги.

КАРМА-ЙОГА — учит правильной трудовой деятельности, отношению к жизни. Путь Карма-Йоги кажется самым простым, но он, пожалуй, самый трудный. Что бы ни выпало на на шу долю, мы должны терпеливо работать, выполнять свой долг, не со скрежетом зубов, не с проклятиями, но с радостью и с улыбкой на устах. Тот, кто постиг истинное значение Кармы, будет всякую работу считать йогической практикой, для него не будет низменной работы.

Карма-йог совершенно отказывается от личных мотивов, он не заботится о результатах своей деятельности, у него даже

мысли нет. что кто-нибудь пользуется плодами его трудов. Вот почему’ этот путь самый трудный.

ХАТХА-ЙОГА — иногда называется физиологической, она дает человеку власть над телом и силами природы, идеальное здоровье, долголетие и развивает много таких сил, которые у обычного человека не проявляются.

РАДЖА-ЙОГА — это Йога власти, носит название психологической. Это царственная Йога, самая высшая, она включает в себя воспитание и дисциплину ума, переносит сознание человека из обычного состояния до плоскостей сверхсознания. В своей основе она 8-ступенчатая.

БХАКТИ-ЙОГА — воплощение религиозного пути, определяет возможность религиозного отношения к миру без суеверия. без стремления к личному спасению.

ДЖНАНИ-ЙОГА— это Йога знания, предназначенного для людей аналитического склада ума, ведет к пониманию истинного, вечного, единого. Это направление исходит из того, что главной трудностью познания истинной картины мира для человека является нахождение его сознания в 3-мерном пространстве.

Путь человека, идущего путем Джнани-Йога, заключается в том, чтобы знать и ощущать в себе АБСОЛЮТ. Джнани проводит различие между абсолютной реальностью и нереальными явлениями, говоря: «не это, не это» до тех пор, пока не придет к таким вещам, где исчезает возможность между реальным и нереальным. и тоща в состоянии Самадхи опытным путем познается АБСОЛЮТНЫЙ БРАХМАН.

РАМАКРИШНА

МАНТРА-ЙОГА. Мантра — это специальная словесная формула, многократное повторение которой в течение длительного времени ежедневно приводит к пробуждению сверхсознательности. Более подробно о мантре смотрите главу «Мантра. ОМ».

КУНДАЛИНИ-ЙОГА. Основа всех Йог. Все вышеперечисленные направления Йоги имеют одну общую основу, сводящуюся лишь к внутренней природе. Теперь возникает вопрос: имеет ли наука йогов внешнюю сторону, касающуюся особой физической тренировки, в отличие от психической, характерной

для предыдущих направлений? ТЬкой наукой является КУИДАЛИНИ-ЙОГА. Опадает методы особой психофизической тренировки, без которой занятия медитацией и, следовательно, достижение Самадхи являются пустой тратой времени. Она обучает, как пробудить и поднять КУНДАЛИНИ.

Кундалини-Йога (К-Й) включает в себя методы Хатха- Йоги (асаны, мудры, бандхи, пранаяму). Таким образом, Хатха-Йога является частью К-Й.

К-Й — это единственное направление, которое предусмат- ривает детальную физическую тренировку, абсолютное здоровье, которое является прочным фундаментом для воздвижения на нем духовного здания сверхсознания.

Что касается полноты экстатического состояния, то и в этом К-Й превосходит все остальные пути. Йоги утверждают, что Самадхи и единение с Мировой Душой, достигаемые в ней. более совершенны и полны. Поэтому К-Й, взятая в целом, является самой высокой, даже выше Раджа-Йоги.

АГНИ-ЙОГА — высшее откровение мудрости Востока для наступившей эпохи.

«АГНИ» — означает «огонь», но не тот огонь, который является составной частью нашего быта, а всепроникающая, все заполняющая вселенская субстанция. Согласно учению Аг- ни-Йоги, огонь есть основа всего сущего, основа мироздания и творчества. Он есть везде и во всем. Нет такого уголка в безбрежном Космосе, где бы не было огня. Вселенная родилась в огне, и в огне наступит конец ее существованию… Этот огонь принадлежит к тонкому миру, он невидим, но тот огонь, которым мы пользуемся, есть один из аспектов пространственного огня, он вызывается искусственно из пространства и при окончании горения снова уходит в невидимое состояние.

Огненная энергия — невидимая энергия, это же психичес- кая энергия, которая все побеждает, для которой не существует препятствий. Сознательно пользоваться этой огненной энергией могут только люди, достигшие высокого духовного развития. Все чудеса, творимые когда-либо, объясняются только этой огненной энергией. Все перечисленные выше пути пробуждения сверхсознания обобщены в Агни-Йоге, и она ведет дальше.

Агни-Йога уже не нуждается в обычной технике, у нее есть прямая связь с огненным пространством. Хождение по воде, перемещение по воздуху для Агни-йога обычное дело.

Это учение для приобщения человечества к высшему миру, это учение о будущей жизни. В отличие от священных писаний Агни-йога дает не завуалированные, а прямые указания, как и что нужно делать, куда идти в начавшейся новой эпохе.

Агни-Йога — это система законов раскрытия человечества и ускорения его высшей эволюции.

На этом мы закончим краткий обзор нескольких направлений Йоги.

Суммируя сказанное, мы сделаем окончательный вывод, что существует одна Большая Йога (МАХА-ЙОГА), которая имеет лишь различные аспекты для разных типов людей. Каждый человек в силу своих индивидуальных особенностей, характера, физических данных и склада ума для практических целей должен применять не какое-то одно, изолированное от других направление, а их комбинацию, но как и в какой степени — это дано решать Учителю. Только Учитель может указать своему ученику кратчайший путь. У кого же нет Учителя, тот сам ищет свой путь, хотя он длиннее и труднее, но зато свой собственный путь.

Таким образом, все направления Йоги в конечном итоге должны привести к сверхсознанию, но оно невозможно без приведения КУНДАЛИНИ к Сахасраре. С этой точки зрения КАР- МА-БХАКТИ-ДЖНАНИ-ЙОГИ должны включать в себя методы Кундалини-Йоги для достижения конечной цели.

Поэтому все три указанные направления служат своеобразной основой для ученика, соответствующей его характеру, на которой будет основываться методика Кундалини-Йоги.

Человек активный, волевой в качестве психической основы выберет себе Карма-Йогу. Человек преобладающей эмоциональности (особенно женщины), у которого чувство стоит на первом месте, будет развивать чувство любви и предпочтет Бха- кти-Йогу.

Интеллектуальные личности предпочитают мышление, и им более всего подходит Джнани-Йога. Лайя-Мантра-Рад- жа-Йоги также находятся в тесном переплетении друг с другом и с Кундалини в конечном итоге.

Особого внимания заслуживает взаимная связь между Хат- ха- и Раджа-Йогами, тем более что в практической основе они малоразличимы.

Хатха-Йога в большей степени имеет дело с физическим телом, но на завершающем этапе она немыслима без некоторых методов Раджа-Йоги.

В Раджа-Йоге все так же, но только наоборот — она имеет дело с умом, с психикой, но ее практическое освоение основывается на некоторых важных положениях Хатха-Йоги. Кундали ни-Йога объединяет их обе, но не полностью, разумеется. Таким образом, мы опять приходим к единому синтетическому учению — Маха-Йоге.

.Учителя также утверждают, что путь в Большую Йогу следует начинать с воздействия на физическое тело (методами Хатха-Йоги), некоторые органы которого являются особыми соответствиями (корнями Чакр) для более тонкого тела (астрального). Хатха-Йога поможет побороть мир эмоций и желаний, без чего Раджа-Йога труднодостижима и так далее.

Теперь, имея определенное представление о разновидностях Йоги, мы можем каждую из них связать с Кундалини-Йогой, имеющей доминирующее значение и без пробуждения которой любая из Йог не может дать ничего существенного.

Карма-Йога в конечном итоге развивает силу воли и твердость, которые действуют на Кундалини так же, как и концентрация и медитация.

Хатха-Йога — путем направления жизненных токов к различным центрам системы Кундалини.

Раджа-Йога усиливает Кундалини путем развития концентрации и пробуждает ее.

Бхакти-Йога пробуждает Кундалини путем медитации, так как усиливающаяся любовь к божественному идеалу призывает Кундалини.

Джнани-Йога, как и в Радже-Йоге, пробуждает Кундалини путем концентрации.

Мантра-Йога пробуждает Кундалини применением особых мантр в сочетании с концентрацией на Чакрах.

В Лайя-Йоге пробуждение Кундалини осуществляется путем последовательных концентраций на Чакрах.

Теперь мы видим, что всякая Йога для приобретения высшего совершенства на завершающем этапе должна использовать методы Кундалини-Йоги и что на всех путях неотъемлемым условием успеха является концентрация ума.