ЧАКРЫ

Чакры — это центры духовной энергии. Они расположены в астральном теле, а в физическом теле их трудно различить невооруженным глазом. Только ясновидящий может видеть их своими астральными глазами. Они соответствуют определенным нервным сплетениям в физическом теле.

Ш.С. ШИВАНАНДА

(Чакры, падмы, лотосы, центры, духовные центры — суть названия одного и того же понятия)
И человеку указан путь восхождения возгоранием центров. В жизни на Земле достигнута вся высшая трансмутация, которая есть преддверие высшего беспредельного творчества.
Беспредельность, 100
Чакры являются составной частью системы Кундалини, которая дана далее, но так как именно чакры непосредственно переплетаются со всеми практическими сторонами Йоги, то есть смысл выделить их отдельной главой.
Пробуждение центров и связанных с ними сил чревато многими серьезными последствиями, поэтому к изучению этого важного вопроса необходимо подходить со всей серьезностью и полным знанием.

В описании падмасаны сказано, почему именно лотос стал символом чакры. Таким образом, центры находятся вне физического тела и невидимы, подобно магнитному полю, так как они имеют очень тонкую природу, и для их обнаружения, вероятно. понадобятся особые приборы.
Раскрытие центров есть врага в путь высшего соверше нет вования. Другого пути нет Это путь единственный. Согласно учению йогов, современная эпоха является поворотным пунктом в развитии человека, когда совершается переход от развития материи к развитию духа, следовательно, духовное пробуждение становится потребностью для все большего коли чества людей. Поэтому появляется необходимость в специаль ном знании.
Огненная стихия пробуждения центров разрушает старое и творит новое. Чтобы этот творящий и разрушающий процесс не стал губительным для подвижника, необходимо располагать необходимыми знаниями.
Правда, в АГНИ-ЙОГЕ нас заверяют, что Великие Учителя Человечества зорко следят за всяким человеком, зажигающим огни своих центров, и посылают ему спасительные вибрации. Однако строгое соблюдение изложенных в этой книге наставлений снижает риск нежелательных последствий, тем более что здесь сделана попытка наиболее полно систематизировать и обобщить имеющийся опыт.
Все центры высшего сознания в обычном человеке, за малыми исключениями, находятся в пассивном, спящем состояний. Если же в силу определенных причин или определенной техники система Кундалини пробуждается, то центры, как принято говорить,, начинают вращаться. Отсюда название «чакры», что означает «колеса». Вырабатываемая центрами энергия поднимается по каналу сушумны кверху, до этого момента вход в канал закрыт, и только у йогов он открыт. Так как токи Кундалини движутся, завихряясь по спирали, то их отождествляют со змеей. По мере движения по сушумне огненная энергия возжигает остальные центры, которые вырабатывают собственную энергию.
Когда ток достиг высшего центра (Сахасрара, Колокол), человек готов воспринимать тонкие энергии и высшие вибрации. Каждый центр стал своеобразным органом восприятия.
Во всей обширной литературе по Йоге подробно описаны 7 центров, но их есть 50. Нет необходимости описывать все, так как прана находит правильный путь к нужному центру, если только сознание правильным образом сосредоточено на этом. Есть упоминание о центре легких — это основа так называемых чудес йогов. Ниже будут описаны 7 центров с большими подроб
ностями, и в этом есть особый смысл. Иногда прибегают к рисункам, возможно, это и помогает в какой-то степени, но Учителя не рекомендуют это делать. Чакры — умственные видения, и не стоит облекать их в грубую форму.
Пробуждение центров зависит не только от духовных побуждений. от физических и психических методов, но и от особых законов и сроков физического развития человека, которые нельзя обойти или нарушить.
Кундалини, разбуженная однажды, продолжает свою невидимую работу в целом ряде воплощений, независимо от уровня сознания. Когда вы изучите данные сейчас 7 центров, попытайтесь их связать с системой Кундалини, описанной после праны.
1. МУЛАНДХАРА-ЧАКРА
Отождествляется с промежностным нервным сплетением, от него зависимы обоняние и половые органы.
В нижнем конце позвоночника, где анус и канал уретры встречаются, представьте себе 4-лепестковый лотос карминно-красного цвета. Два лепестка ярко-красною цвета и два — золотистого, все они чередуются. На каждом лепестке начертано по одной букве санскритского алфавита. Вот эти буквы: ВАМ, КШАМ, ШАМ, САМ. Имеются 4 рода энергии (праны) в этой чакре, 4 рода сознания,4 нади встречаются в ней, 4 тонких звука слышимы йогическим ухом: ШАНГ, ВАНГ, САНГ, НАН Г.
В сердцевине, обрамленной 8 стрелами,желтый квадрат со стихией земли. На середине на спине Аэровата (белого слона) с семью хоботами восседает биджа ЛАМ. Над ней Брама в образе младенца верхом на лебеде, краснотелый, 4-глазый, держащий в руках посох, чашу, игральные кости и делающий жест охранения. Тут же, сидя на красном лотосе, как множество восходйщих солнц, страшного вида шакти ДАКИНИ, в четырех руках она держит дротик, увенчанный черепом жезл, жертвенный меч и кубок, полный нектара.
В центре сверкающий как молния треугольник и в нем сверкающая как мириады солнц Кандари Вайс — источник любви и существования. Наконец, над нею темная Сваябху Лингам и вокруг него свернутая в 3,5 кольца Кундалини-Шак- ти, скрывающая своей головой вход в сушумну.
Это центр — обиталище Кундалини, главный центр жизненной силы и воли: когда она находится в спящем состоянии.
человек расходует огромные запасы жизненной энергии на половые излишества. Эта чакра сенситивам представляется в виде расплавленного золота.
2. СВАДСХИСТХАНА-ЧАКРА
Отождествляется с крестцовым сплетением, расположена внутри сушумны у основания половых органов, от нее зависимы вкус и желудок. Это 6-лепестковый лотос алого цвета, в середине цветка белый полумесяц, обращенный рогами кверху и обрамленный лепестками лотосов. Буквы на его лепестках: БАМ, БХАМ, МАМ, ЯМ, РАМ, ЛАМ звучат подобно грому. 6 надей. 6 пран и 6 тонких звуков в этой чакре: БАНГ, БХАНГ, МАНГ, ЯНГ. РАНГ, ШАНГ. Правящее божество этой чакры — БАРУНА. Стихия — вода. На спине аллигатора белая как средняя луна биджа РАМ, в ней сидящий на орле сизотелый ВИШНУ в желтой мантии, держащий в четырех руках диск, раковину, палицу и розовый лотос. Тут же восседает на красном лотосе прелестная в своем золотом уборе, прекрасная, как голубая лилия, троеокая шакти РАКИНИ, держащая в четырех руках дротик, лилию, барабан и секиру. Символ для мантры — слог ВАМ. Символы для мантры или биджа даются не случайно, они необходимы в процессе поднятия по чакрам разбуженной Кундалини.
3. МАНИПУРА-ЧАКРА
Отождествляется с солнечным сплетением и находится в области пупка, от нее зависят ноги и зрение. Черный как туча 10-лепестковый лотос, но лепестки чередуются зеленые с красными. 10 пран, 10 надей, 10 букв находятся в нем: ДАМ, ДХАМ, НАМ, ТАМ, ПХАМ, ДАМ, ДХАМ, НАМ, ТАМ, ПХАМ. И тонкие звуки: ДАНГ, ДХАНГ, НАНГ, ТАНГ, ТХАНГ, ДАНГ. ПАНГ, ПХАНГ.
В середине лотоса огненно-красный, как рдеющее солнце, треугольник со свастиками на концах. Сфера огня. В лотосе агнец. на его спине красная биджа РАМ, в ней треокий красный РУДРА в образе старика верхом на быке, весь обмазанный белым священным пеплом, делающий руками жесты одарения. ТУг же на красном лотосе триликая. троеокая, синяя и сверкающая шакти ЛАКИНИ, в желтых одеждах, вся украшенная драгоценностями, держащая в руках молнию и шакти, а другими двумя руками делает жесты одарения и охранения.
Для человека эти чакры выполняют роль наподобие солнца во Вселенной. Как солнце дает жизнь всему, насыщая все своими живительными лучами и энергией, так и это сплетение питает весь человеческий организм психической энергией. Как солнце в макрокосмосе, так и это сплетение в микрокосмосе человека приводит все в движение и удерживает в равновесии. Нити всех органов переплетаются в солнечном сплетении.
Солнечное сплетение есть аккумулятор и распределитель энергии не только физического тела, но и эфирного тела, которое, в свою очередь, связано с астральным телом. Приведенный в действие центр сплетения действует самостоятельно и непрестанно.
4. АНАХАТА-ЧАКРА
Центр так называется потому, что из этого места слышны звуки анахат. Отождествляется с сердечно-аортальным сплетением, находится в области сердца, от него зависят осязание и руки. Красный 12-лепесткоый лотос, поэтому все перечисляемые элементы равны этому числу.
Буквы: КАМ, КХАМ, ГАМ. ГХАМ, ДАМ, НАМ. ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖАМ, ДАМ. ЧХАМ. ЧАМ.
Звуки: КАНГ. ГАНГ. ГХАНГ, НАН Г, КХАНГ, ЧХАНГ, ДЖАНГ, НАНГ, ТАНГ, ГХАНГ.
В лотосе дымного цвета 6-угольник — стихия воздуха. В середине на спине черной антилопы дымчатая биджа ЯМ, в ней троеокий ИША (высший господь первых трех чакр) и божество этой чакры. ИША в виде лебедя, непорочный и прекрасный, как солнце, делающий двумя руками жесты одарения и охранения.
Тут же сидит на красном лотосе сверкающая и прелестная троеокая шакти ХАКИНИ в желтом одеянии, увенчанная разными украшениями, в гирлянде из костей, держащая в четырех руках петлю, череп и делающая жесты одарения и охранения.
В центре находится треугольник, сверкающий как 1000 молний, и в нем ШИВА в образе золотого Бана-Лингам с головой в виде полумесяца под ним — ДЖИВАТМА в образе лебедя. Еще ниже под лотосом анахат а находится лотос поменьше, 8-лепестковый, красного цвета, с чашечкой, обращенной вниз. В нем мистическое дерево Кальпа и остров сокровищ.
Анахата-чакра иногда называется ЧАШЕЙ. Тагсое название не случайно, ибо эта чакра есть средоточие всех излучений, и ней преломляются все излучения духа. По убеждениям йог он. чаша едина для всех воплощений, когда человек покидает фи зический мир, то весь его лучший опыт, все духовные устремления с бессмертной душой переходят в следующее фи зическое тело. Таким образом, все возвышенные порывы человеческой души не теряются. В этом центре находятся высшее сознание и высшая мудрость. Мудрость приходит к че ловеку не путем умозаключений, а через сердечную нить, соединяющую анахата-чакру с высшим сознанием, с высшими силами и высшим миром.
Посредством этой чакры ученик может соединить свое сознание с сознанием Учителя и получить от него немедленный ответ и помощь. Человек, раскрывший этот центр, становится творцом и сотрудником космического строительства, участником жизни космоса.
5. ВИШУДХА-ЧАКРА
Соответствует сплетению сонных артерий с карротидным тельцем, расположенным у горла, от нее зависит слух и голос. Иногда эту чакру отождествляют с щитовидной железой.
Лотос 16-лепестковый, дымчато-огненного цвета. Буквы: AM, AM, ИМ, ИМ, ЧИМ, ЧИМ, РИМ. РИМ. ЛИМ. ЛИМ. АЙМ. АЙМ. ОМ, АУМ, AM, АМХ.
Звуки: АНГ, АН, ИНГ. УНГ. РИНТ. ЛРИНГ. УНГ. ПРИНГ. ОНГ, ОНГ, АУНГ, ЯУНГ, АНГ, АХ.
Правящее божество ШИВА и его биджа ХАМ. Лепестки чередуются более светлые с более темными. В середине лотоса круглая прозрачная область — стихия эфира, в ней треугольная область луны, над ней. на спине белоснежного слона. — белая биджа ХАМ с петлей, ловилом и жестами одарения и охранения.
В ней верхом на белом быке в позе сидхасана восседает Са- дашива.
От развития этого центра зависит наша память и умствен ные способности, логическое мышление и анализ. Раскрытие этого центра дает понимание любой речи на любом языке и способность воздействовать своей речью на слушателя гаким образом, что и он будет понимать обращенные к нему слова.
6. АДЖНА-ЧАКРА
Отождествляется с узлами 10-го и 5-го нервов, расположенных между бровями, позади трикуты. Это волевой чакрам, от него зависят психические элементы: мысль, ясновидение, интуиция. Область манаса. Лотос 2-лепестковый лунного цвета. Буквы: ХАМ и КШАМ. Звуки: ХАНГ и КШАНГ. Правящее божество Самбху.
В середине на белом лотосе, белая как луна, с 6-ю красными лицами, триокая, совершенная шакти — ХАКИНИ, держащая в руках череп, чашу, барабан, книгу и делающая жесты одарения и охранения. Над ней в треугольнике белый как молния троеокий Атара-Лингам, над ним в треугольнике сверкающее лучезарное слово ОМ, заливающее потоком света всю сушумну от муландхары до сахасрары. Здесь в образе лебедя обитает Харама-ШИВА вместе с шакти Слудха-Кали.
Этот чакрам имеет еще названия: глаз Брамы, око Шивы, Третий Пгаз. От этого центра зависит гармоническое развитие нашего организма и пропорциональность всех его частей. Сосредоточиваясь на нем, можно исправить многие недостатки своего тела, а раскрытие его дает ясновидение и яснослы- шание. Такой человек может наблюдать действие всех органов своего тела, может видеть сквозь препятствия и сквозь землю, может наблюдать жизнь растений и слушать музыку сфер, голоса неба и земли.
Не у многих подвижников хватает силы воли и анергии довести развитие этого центра до конца, и они так и остаются в неопределенности. По этому поводу пандит АНАТА-КРИШ- НА-ШАСТРИ говорит: «Мы можем встретиться с некоторыми личностями, каждый день толкающими нас на улицах и базарах, которые со всей искренностью пытались достичь самого высшего плана блаженства, но пали жертвою на пути к иллюзиям психического мира и остановились на одном из 6 чакрамов. Они находятся в различных степенях достижения и обладают некоторой силой, которой не найти даже среди лучших умов в человеке обычного направления».
С точки зрения духовной Йоги, даже простой подъем змеиной силы приводит ко многому, но с самой высшей точки зрения йогов, ничто реально не достигается до тех пор, пока не раскрыта АДЖНА-ЧАКРА.
Есть указания, что этот лотос 96-лепестковый. но йогины. прозревая его, видят правую половину бледно-розовой, а левую — бледно-фиолетовой, вследствие чего он назван 2-лепе стковым.
7. САХАСРАРА-ЧАКРА
Отождествляется с внешней корой головного мозга. Лотос — 1000-лепестковый. Шишковидная железа —¦ есть корень сахасрара, а головной мозг — стебель. Бог ШИВА обитает здесь, к нему стремится разбуженная Кундалини, и это вводит йога в экстаз, а в высшей степени — в МАХА-САМАДХИ. В действительности в сахасрара не 1000 лепестков, а 960. но. вследствие многообразия функций, выполняемых им, он назван именно так. Этим центром мы воспринимаем пространственные мысли и все идущее из высших сфер и высших миров. Если обитатели высшего мира желают нам что-либо сообщить, то они действуют через сахасрару. Есть утверждение, что раскрытие этого центра сопровождается повышением темени. В изображении БУДД и БОДХИСАТВ можно видеть это своеобразное выпячивание кости, но есть мнение, что это аллегория или символ высшего просветления. Однако раскрытие сахасрары сопровождается расширением кровеносных сосудов, что может вызвать набухание ткани, но не выпячивание.
В главе «Дхиана» будет идти речь еще об одном 12-лепест- ковом лотосе, находящемся внутри сахасрары.
* * *
Во всех чакрах и дхарана-мудрах шла речь о стихиях (тат- твах). Что это такое? Йоги различают 5 сфер эфира: стихия «земля»», но не обычная земля, стихия «»вода», но не обычная вода, стихия «огонь», но не обычный огонь, стихия «воздух», но не обычный воздух, стихия «эфир», но не обычное пространство, стихия ума — МАНАС.
Попытаемся внести ясность в эти понятия, так как они являются важным элементом при углублении в Йогу.
В главе «Пранаяма» мы будем говорить о том. что. согласно философии йогов, природа состоит из двух основных субстанций: АКАЗА (материя) и Прана (сила). Все сущее в мире возникай
ет из аказы под действием праны, но великому многообр| форм в мире предшествовало образование 5 первощД^ таттв, которые в разных качественных и количественны^ единениях обеспечивают все разнообразие природы, кощ® движется, развивается среди этих тончайших таттв, тЯ образом, весь мир есть таттва. Перечислим эти таттвы и для* глядности сведем в таблицу. Посоветуем вдумчивому ученй соединить в общих выводах таттвы, чакры и дхарана-мудры.
В сахасрара весь алфавит прописывается 20 раз, то есть 20×50=1000. Это сумма говорит о том, что силы всех чакрамИ не только повторены в сахасраре 20 раз, но и качественнее, сильнее во столько же раз. В буквенных символах есть ещ более глубокая сущность, которая сводится к следующему: маз тра, которую вам даст Гуру, будет составлена из этих букв таким образом, что ее произношение будет возбуждать особыми вибрациями все чакры, а не только ту, на которой вы данный момент сосредоточиваетесь. Как видно, это очень продуманная и точная наука.
Согласно Йоге имеется 6 ДЕВАТ: САМБХУ, СДДАШИВА, ИШВАРА, ВИШНУ, РУДРА, БРАХЛОКА, ТАПАЛОКА, НАНАЛОКА. СВАРЛОКА, БХУВАРЛОКА, БХУРЛОКА. Это божества, которые являются формами сознания, господствуют в каждой чакре. |
В общем заглавии мы понятия «падмы» и «чакры» отождествили, что характерно для многих книг по Йоге, но при более глубоком изучении падмы имеют другое назначение. Падма —это не чакра, а часть ее, которая соединяет чакру с сушумной. В главе «Кундалини» сказано, что при сосредоточении ЯЦ любой чакре приводится в действие своя система Кундалини. которая, кстати, очень сложная и разветвленная. Следовательно, при движении токов Кундалини по сушумне они должны проникнуть во все чакры, которые могут находиться в стороне от сушумны. Следовательно, должны быть особые привязки между чакрой и сушумной, которыми и являются специально для этой цели предназначенные падмы. Они расположены между позвонками, и сушумна касается их, но не пересекает.
Сахасрара не имеет падмы, и вибрации Кундалини действуют на нее косвенно, муландхара непосредственно связана с сушумной.

МАНАС
(стихия  ума)

Падка аджна-чакры расположена между 2-м и 3-м шейными позвонками.
Падма вишудха-чакры — между 6-м и 7-м шейными позвонками.
Падма анахата-чакры — между 4-м и 5-м спинными позвонками.
Падма манипура-чакры — между 2-м и 3-м поясничным позвонками.
Падма свдхистхана-чакры — между 4-м и 5-м поясничным позвонками.
На вопросах конкретной работы с чакрами мы остановимся в следующих разделах книги.