Shiva_yoga

МУДРЫ — часть 1

Эта статья о мудрах. Они отгоняют болезни и сообщают огонь пищеварению. Кто их полностью выполняет, к тому не подходят старость и смерть, ни что-либо подобное, ни страх перед огнем, водой или воздухом.

Кашель, астма, увеличение селезенки, проказа или слизи — болезни 20 видов несомненно устраняются посредством выполнения этих мудр. Короче, в этом мире не существует ничего более высокого, чем мудры, для достижения совершенства.

ГХЕРАНДА

Когда тело очищено при помощи шаткарм, когда оно сделано здоровым при помощи асан, когда НАДИ очищены при помощи пранаямы, ученик может приступать к мудрам, которые соединяют в себе асану, пранаяму и сосредоточение. Мудры — это такие комбинированные упражнения, которые практикуются с единственной целью: пробудить Кундалини и провести ее к высшему центру.

Классических мудр 25, но их больше. Все мудры условно подразделяются на несколько групп: одни рассматриваются как подготовительные, другие практикуются постоянно для поддержания определенного уровня тонуса организма, третьи имеют строго определенную цель. По этой причине нет необходимости практиковать их все. Что необходимо в одном случае, то не потребуется в другом. Мудры — эта часть Йоги в наименьшей степени изучена и в наибольшей степени окутана тайной. Дело в том, что Учитель решает в каждом конкретном случае, на что способен его ученик и какую форму пробуждения ему необходимо практиковать в данный момент, и все это не подлежит обобщению. По этой причине необходимо иметь подробные и

системные знания по этому предмету, прежде чем приступать к практике.

Во всех текстах даются строгие предупреждения о сильном действии мудр. Это должно насторожить нас. несмотря на то, что с технической точки зрения они просты, если не считать двух из них. Ученику полагается знать, что кажущаяся простота мудр — только внешняя сторона, за которой кроется глубокое содержание и сильное действие, кроме того, есть еще и скрытые стороны.

Если вы решили практиковать мудры только в оздоровительных целях, то это не стоит делать, за исключением некоторых из них для такой цели вполне достаточно асан.

«МУДРА» означает «печать», «замыкание», «тайна». Само определение термина говорит о том, что речь здесь идет не просто о дальнейшем развитии асан, но о чем-то очень большем.

Мудры — положения тела (иногда кистей рук или пальцев), требующие определенного сосредоточения на некотором центре и определенного дыхания.

Теперь о бандхах. Йоги различают три чрезвычайно важных сплетения (нервных): горловое, солнечное и прямой кишки, которым соответствуют три главные бандхи — ДЖАЛАНДХАРА УДДИЯНА И МУЛА. Эти сплетения являются частями вегетативной нервной системы и работают независимо от воли человека. Йоги путем практики специальных упражнений, в том числе и бандх, и сосредоточения на этих центрах осуществляют направленную на них деятельность и, следовательно, могут целенаправленно влиять на работу органов пищеварения, выделения, кровообращения.

Бандхи в сочетании с асанами и мудрами способствуют достижению такого контроля, который в дальнейшем распространяется на всю нервную систему.

Бандхи способствуют также задержке воздуха во время пранаямы, повышают давление крови на задержанном вдохе и понижают его на выдохе, что способствует тренировке сосудов, повышению их эластичности.

Помимо всего, что здесь будет сказано о мудрах, ученику необходимо обострить интуицию, чтобы на базе имеющихся знаний и особенностей своего мышления раскрыть и домыслить то, что еще не раскрыто. Для лучшего проникновения в технику мудр и установления их взаимной связи мы предлагаем классификацию мудр на несколько групп:

I              ГРУППА

КАКИ-МУДРА, МАТАНГИНИ-МУДРА, БХУЖАНГИНИ—МУДРА. Все три мудры обеспечивают тонкую форму очищения перед практикой основных мудр.

II            ГРУППА

Бандхи, как элементы замыкания, применяются во всех мудрах, в пранаямах и других методах. Три из них главные, две производные и одна вспомогательная: джаландхара, уддияна, мула, маха, джива-бандхи и маха-ведха.

III           ГРУППА («мула-группа»)

Вся практическая часть мудр сводится к воздействию на определенные центры, имеется в виду исходная точка движения Кундалини, проведение ее по промежуточным чакрам и приведение к высшему центру. В соответствии с такой расстановкой мы предлагаем еще такие группы: МУЛА, ЙОНИ и НАБХО.

В настоящую «мула-группу» входят следующие мудры: ТА- ДАГИ-ПАШИНИ-АШВИ-НИ-МАХА-ШАКТИЧАЛАНИ-мудры. Задача этих мудр обеспечить соответствующую подготовку МУ- ЛАНДХАРА-ЧАКРЫ как обиталища Кундалини.

IV           ГРУППА («йони-группа»), или ДХАРАНЫ

Это группа так называемых умственных мудр, основанных на специальных формах сосредоточения на каждом промежуточном центре, как по ступеням движения Кундалини. Это следующие мудры: ЙТНИ-МУДРА, ПРТИХВИ-АМБХАСИ-АГНЕ- ЙИ-ВАЙЯВИ-АКАШИ-САМБХАВИ-дхарана мудры. Здесь йони-мудра является исходной мудрой для остальных шести и. как дальше нам станет известно, каждая дхарана-мудра имеет свой центр с подробнейшим описанием его атрибутов.

V            ГРУППА («набхо-группа»)

Это мудры: ВАРДЖОЛИ-ВИПАРИТАКАРАНИ. НАБХО. МАН- ДУКИ, КХЕЧАРИ-мудры.

Теперь в соответствии с предложенной классификацией рассмотрим каждую мудру в отдельности.

  1. КАКИ-МУДРА

Каки-мудра исключительно полезна и держится в секрете. Выполняющие ее освобождаются от всех болезней и живут долго, как ворон.

У ПАН ИШАДЫ

Встаньте прямо, носки и пятки вместе, руки свободно опущены, спина прямая. После полного выдоха через нос сложите губы трубочкой, как при свисте, и медленно втягивайте воздух, заполняя им легкие до отказа. Оставшийся в полости рта воздух проглотите обыкновенным глотательным движением. Задержите дыхание, плотно прижав подбородок к груди (джа- ландхарабандха).

Оставайтесь в таком положении сколько сможете, затем поднимите голову в исходное положение и сделайте медленный, спокойный выдох через нос. Мудру повторите 2-3 раза.

Действие: каждая мудра, бандха, асана, пранаяма независимо от нашего сознания или желания производит в нашем организме очень тонкие изменения и вместе с тем оздоравлива- ет отдельные органы. Мудра повышает содержание углекислого газа в тканях и крови, что, в свою очередь, помогает большим задержкам воздуха в пранаяме. Поэтому мы рекомендуем эту мудру перед началом занятий в пранаяме. Каки-мудра способствует ликвидации желудочных заболеваний, нормализует работу эндокринных желез, улучшает цвет лица.

В целом каки-мудра производит тонкий очищающий процесс в организме и этим отличается от обычных очистительных упражнений, которые будут даны далее.

Необходимо уяснить себе, что те тонкие изменения, которые производятся упражнениями йогов в нашем существе, не могут быть осознаны нашим теперешним неподготовленным сознанием. Мы познаем только обычные физические изменения.

  1. МАТАНГИНИ-МУДРА (слоновая печать)

Втяните воду через нос и выпустите ее обратно через’ рот. Затем наоборот.

При первом взгляде — это не что иное, как описанная далее очистительная процедура в общем исполнении всех трех мудр этой группы.

  1. БХУЖАНГИНИ-МУДРА (змеиная печать)

Откройте рот таким особенным способом, чтобы струя входящего воздуха чувствовалась не губами, не языком, а входом в глотку — это вся техника.

Теперь сделаем общий вывод, объединяющий действие этих трех мудр. Здесь просматривается следующая закономерность:

  1. Посредством воздушной струи и водой очищается носоглотка — «ворота праны».
  2. Возбуждаются соответствующие нервные центры и слизистые оболочки.
  3. Задержка дыхания повышает содержание углекислого газа в тканях и крови, что, в свою очередь, интенсифицирует следующие акты дыхания, они становятся более глубокими, или же облегчается пранаяма.

Если после этих трех мудр приступить к дальнейшей практике, то наш организм окажется способным принять более тонкие вибрации.

  1. ДЖАЛАНДХАРА-БАНДХА {замыкание, удерживающее нектар)

Техника: перед началом сделайте глотательное движение, затем вдох и, сжав мышцы горла и шеи, прижмите подбородок к грудной кости, задержите это положение сколько можете при прямом позвоночнике.

Джаландхара-бандха исключает утечку праны наружу.

Поднимите голову и, расслабив мышцы, сделайте медленный выдох. Нам известно из техники савангасаны, что при таком изгибе шеи снабжение мозга кровью не ухудшается, а наоборот, улучшается. Более того, сильное сокращение мышц шеи и горла легко возбуждает щитовидную и околощитовидную железы, они также соответственно массируются.

В УПАНИШАДАХ сказано: «Практикующий упражнение джаландхарабандха йог препятствует истечению из мозга жизненного нектара, капающего из 1000-лепесткового лотоса, и не дает ему сгорать в пищеварительной системе, а контроль и удержание его зажигает Кундалини-шакти». О нектаре нам кое-что уже известно, но еще больший смысл раскроется дальше.

  1. УДДИЯНА-БАНДХА (взлет и замыкание)

Великая птица тем самым беспрепятственно взлетает. Уд- дияна-бандха является львом, убивающим слона смерти.

Старинное писание

Техника этой бандхи нам уже известна, а что касается «великой птицы», то это прана, которой нет выхода, так как она замкнута двумя бандхами: джаландхара — сверху и мула — снизу. В таком состоянии прана, подогреваемая еще и уддияной. пробуждает Кундалини, которая открывает вход в сушумну и входит туда вместе с праной. Что это именно так — нет сомнения, ибо йоги это доказывают своим практическим опытом. ТЪким образом, с целью пробуждения Кундалини уддия- на-бандха выполняется с двумя другими бандхами, и для Кундалини не остается другого выхода, как пронзить «плотину» и войти в сушумну. У йогов на этот счет есть очень подробное представление, которое сильно облегчает сосредоточение на процессе пробуждения Кундалини.

Таким образом, практика уддияны имеет два направления:

  1. Для оздоровительных целей без бандх.
  2. Для пробуждения Кундалини с двумя бандхами, сосредоточением на факте пробуждения и с картинными представлениями.
  3. МУЛА-БАНДХА (закрывание корня)

«Мула» — это «корень», «основа», «источник», «причина».

Техника: в позе падмасана сильно сократите анальную мышцу (иногда говорят анальный нерв) так, чтобы сжатое анальное отверстие поднялось и без усилия дошло до основания тазового плексуса и чтобы три канала энергии (ИДА, НИНГАЛА, СУ- ШУМНА) подверглись этому напряжению. Одновременно необходимо сократить и приподнять мышцы промежности и яички. Выдыхая, расслабьтесь и повторите бандху 10-20 раз утром и вечером.

Действие этой бандхи огромно. В анальном отверстии расположены две круговые мышцы, содержание их в здоровом и действенном состоянии уже делает честь этой бандхе. Область прямой кишки изобилует нервными сплетениями и узлами, воздействие на которые передается всей нервной системе.

Геморрой, ослабление мышц влагалища в результате родов устраняются. Эта бандха обеспечивает устойчивость в брахмачарья. сохраняет черты молодости, соединяет прану с асаной, вводит их в сушумну, что является секретом долголетия йогов.

Сильное влияние бандхи на половую систему иногда иг пользуется корыстно. Людей убеждают практиковать ее с целью возбуждения половой силы в зрелом возрасте, но. пробудив в себе эту силу, люди быстро и бесконтрольно рассеивают ее и разрушают остатки своего здоровья.

Делая мула-бандху, йог стремится постигнуть истинный источник, или мулу всего мироздания. Его цель — полное обуздание разума.

Мула-бандху еще практикуют как очищающее и тонизирующее средство для кишечника, в этом случае она выполняется статично. Напрягите ягодицы, напрягите и поднимите вверх мышцы прямой кишки, ануса и промежности до дрожания в ногах и зафиксируйте в таком положении. Дыхание сперва свободное, а при наивысшем напряжении — останавливается.

В таком варианте М.Б. сильно возбуждает, поэтому не следует ею увлекаться. Помимо сказанного выше, бандха еще сильно стимулирует тазовое нервное сплетение. Напряжение мышц промежности повышает кровообращение половой системы и ведет к выздоровлению этих органов. Наблюдались случаи излечения диабета, геморроя, фистулы и других заболеваний.

  1. МАХА-БАНДХА (большое закрывание)

Это комплексная бандха, сочетающая в себе мула- и джа- ландхара-бандхи.

Техника: с пустым желудком сядьте на левую пятку, правая стопа сверху левого бедра. Пошевелите пяткой, чтобы возбудить мышцу ануса, затем сделайте глубокий вдох и далее джаландхара-бандху. Задержите это положение при прямом позвоночнике. Ткк же выполните пальцевой замок на правом колене. Внимание сосредоточьте на сушумне у муландхары. Проделайте бандху 10 раз и столько же в обратной последовательности. Эта комплексная бандха целенаправленно усиливает обе составляющие ее бандхи. Выше не указано, что после вдоха необходимо сперва сделать мула-бандху, а потом уже джаландхара-бандху.

  1. МАХА-ВЕДХА (великий прорыв)

Такое название уже указывает, что эта бандха занимает особое положение. Она объединяет в себе три бандхи (мула, джал, уддияна) с единственной целью поднять Кундалини.

Точно так же как красота, очарование и юность женщины являются ничем без мужчин, так и мула-бандха и маха-бандха являются ничем без маха-ведхи.

ГХЕРАНДА

Техника: в позе падмасана сделайте маха-бандху и дополните ее сжатием брюшных мышц (уддияна-бандха). В этой позе йогин может приподниматься на руках (кукутасана) и де- лаёт многократные удары своим седалищем, он бесстрастно шевелит свою Кундалини, вытягивает тело, повторяет уддияну, поднимает плечи, постоянно сосредоточивается на представление поднятия Кундалини.

Несколько грубо выглядит метод пробуждения Кундалини ударами своего седалища, но известны случаи, когда сильный удар по копчику приводит к появлению у человека необычных оккультных феноменов.

Можно сделать вывод, что все три бандхи практикуются каждая отдельно или для целей освоения их, или в специальных случаях (оздоровление, пранаяма), но для пробуждения Кундалини следует процесс ее поднятия к высшему центру, а в этом случае существует дальнейшая методика, данная в главе «Кундалини».

8-А. ДЖИВА-БАНДХА

Это отдельная бандха, имеющая самостоятельное значение, полезна для оздоровительных целей и, что самое важное, оказывает определенное действие на железы в области неба.

Техника: широко откройте рот, коснитесь кончиком языка передних зубов. Теперь немного поднимите нижнюю челюсть так, чтобы это позволило привести ваш язык в непосредственное соприкосновение с небом, запрокидывая его назад все более и более. При этом необходимо работать только языком, не напрягая мышцы лица. Рот постоянно закрыт. Эту бандху полезно практиковать в позе сиршасана и випаритакарани.

Бандха лечит явления застоя крови в глотке, благотворно действует на щитовидную железу и слуховые нервы, укрепляет внутренние мышцы шеи, тонизирует глотку.

Джива-бандха применяется для специальных целей подготовки языка в КХЕЧАРИ-МУДРЕ, но об этом потом.

В качестве общего вывода к группе бандх считаем необходимым указать на следующие детали. Бандхи имеют широкое применение во всей практике Йоги, но все случаи их примене ния оговариваются отдельно. Применяют их также для целей оздоровления, но осторожно и со знанием дела, пусть вас не подкупает их видимая простота. К широкой практике бандх необходимо готовиться как физически, так и духовно. Непродуманное и бесконтрольное выполнение бандх сопряжено с серьезными последствиями. Неправильное выполнение уддия ны может вызвать непроизвольное излияние семени и, как следствие, потерю жизненных сил. Мула-бандха может сильно ослабить, а юноши могут потерять мужественность и половую зрелость. Даже правильно выполненная мула-бандха может привести к повышению сексуальной силы, и если у вас не хватит воли, то вы израсходуете себя преждевременно. Могут пробудиться и другие силы, с которыми вы не совладаете без серьезной подготовки и знания.

При общих равных условиях овладения всеми бандхами вы можете оказаться на перекрестке своей дальнейшей судьбы — одна дорога может повести к земным удовольствиям и наслаждениям, к необузданному расходу жизненных сил, а другая — к высшей Йоге, к единству с высшими силами. В этот ответственный момент только Iypy может направить своего ученика и подсказать ему, как поступать в каждом конкретном случае, как руководить высшими силами. Практика мудр со знанием и умением дает йогину моральные и духовные силы, которые будут в нем светиться, как солнце.

  1. ТДДАГИ-МУДРА (печать пруда)

Это обыкновенная пашимонтанасана с дополнением удди — яны-бандхи и сосредоточением на необходимости пробуждения Кундалини. В позе пашимонтанасана сильно втяните живот, задержите вдох, сосредоточьтесь на крестце, четко представляя себе процесс пробуждения спящей змеи.

Когда ваши возможности задержки вдоха истекли, поднимитесь, вдохните, расслабьтесь. Мудру повторите 4-5 раз. Для целей оздоровления применяйте обыкновенную пашимонтана- сану.

Точно так же как красота, очарование и юность женщины являются ничем без мужчин, так и мула-бандха и маха-бандха являются ничем без маха-ведхи.

ГХЕРАНДА

Техника: в позе падмасана сделайте маха-бандау и дополните ее сжатием брюшных мышц (уддияна-бандха). В этой позе йогин может приподниматься на руках (кукутасана) и делает многократные удары своим седалищем, он бесстрастно шевелит свою Кундалини. вытягивает тело, повторяет уддияну поднимает плечи, постоянно сосредоточивается на представление поднятия Кундалини.

Несколько грубо выглядит метод пробуждения Кундалини ударами своего седалища, но известны случаи, когда сильный удар по копчику приводит к появлению у человека необычных оккультных феноменов.

Можно сделать вывод, что все три бандхи практикуются каждая отдельно или для целей освоения их, или в специальных случаях (оздоровление, пранаяма), но для пробуждения Кундалини следует процесс ее поднятия к высшему центру, а в этом случае существует дальнейшая методика, данная в главе «Кундалини*.