МУДРЫ — часть 2

modern-man8-А. ДЖИВА-БАНДХА

Это отдельная бандха, имеющая самостоятельное значение, полезна для оздоровительных целей и, что самое важное, оказывает определенное действие на железы в области неба.

Техника: широко откройте рот, коснитесь кончиком языка передних зубов. Теперь немного поднимите нижнюю челюсть так, чтобы это позволило привести ваш язык в непосредственное соприкосновение с небом, запрокидывая его назад все более и более. При этом необходимо работать только языком, не напрягая мышцы лица. Рот постоянно закрыт. Эту бандху полезно практиковать в позе сиршасана и випаритакарани.

Бандха лечит явления застоя крови в глотке, благотворно действует на щитовидную железу и слуховые нервы, укрепляет внутренние мышцы шеи, тонизирует глотку.

Джива-бандха применяется для специальных целей подготовки языка в КХЕЧАРИ-МУДРЕ, но об этом потом.

В качестве общего вывода к группе бандх считаем необхо димым указать на следующие детали. Бандхи имеют широкое применение во всей практике Йоги, но все случаи их применения оговариваются отдельно. Применяют их также для целей оздоровления, но осторожно и со знанием дела, пусть вас не подкупает их видимая простота. К широкой практике банда не обходимо готовиться как физически, так и духовно. Непроду манное и бесконтрольное выполнение бандх сопряжено с серьезными последствиями. Неправильное выполнение уддияны может вызвать непроизвольное излияние семени и. как следствие, потерю жизненных сил. Мула-бандха может сильно ослабить, а юноши могут потерять мужественность и половую зрелость. Даже правильно выполненная мула-бандха может привести к повышению сексуальной силы, и если у вас не хватит воли, то вы израсходуете себя преждевременно. Могут пробудиться и другие силы, с которыми вы не совладаете без серьезной подготовки и знания.

При общих равных условиях овладения всеми бандхами вы можете оказаться на перекрестке своей дальнейшей судьбы — одна дорога может повести к земным удовольствиям и наслаждениям, к необузданному расходу жизненных сил, а другая — к высшей Йоге, к единству с высшими силами. В этот ответственный момент только ГУру может направить своего ученика и подсказать ему, как поступать в каждом конкретном случае, как руководить высшими силами. Практика мудр со знанием и умением дает йогину моральные и духовные силы, которые будут в нем светиться, как солнце.

  1. ТДДАГИ-МУДРА (печать пруда)

Это обыкновенная пашимонтанасана с дополнением удди яны-бандхи и сосредоточением на необходимости пробуждения Кундалини. В позе пашимонтанасана сильно втяните живот, задержите вдох, сосредоточьтесь на крестце, четко представляя себе процесс пробуждения спящей змеи.

Когда ваши возможности задержки вдоха истекли, поднимитесь, вдохните, расслабьтесь. Мудру повторите 4-5 раз. Для целей оздоровления применяйте обыкновенную пашимонтана- сану.

  1. ПАШИНИ-МУДРА (печать птицелова)

Эта мудра — дальнейшее углубление тадаги-мудры, когда положить голову на колени уже недостаточно, здесь необходимо ноги скрестить на шее (поза черепахи). Мудра усиливает действие на область муландхара-чакры.

  1. АШВИНИ-МУДРА (печать правящих конями)

Примите позу на коленях и локтях, выдохните и сильно сократите мышцу заднего прохода, задержите такое положение немного, а потом расслабьтесь и выдохните. Расслабление должно быть большее чем обычно, необходимо научиться анальное отверстие оставлять открытым. Этой мудре необходимо обучаться примерно две недели. Мышцу необходимо сокращать очень сильно, сосредоточивая внимание на получении желаемого успеха.

Йоги утверждают, что эта мудра способствует излечению болезней прямой кишки, но главная цель состоит в том, чтобы оказать известное влияние на область обитания Кундалини. Эта мудра нам необходима для более прозаических целей — для выполнения БАСТИ, Особого очистительного акта.

  1. МАХА-МУДРА (великая печать)

Техника: сядьте на коврик, вытяните ноги вперед, затем согните левую ноту и прижмите ее к анусу. Сделайте глубокий вдох, примите джаландхарабандху, наклонитесь и сплетенными пальцами захватите ступню вытянутой ноги, внимание сосредоточьте на трикуте. Поза выполняется сперва только с левой стороны, то есть правая нога согнута. Позу задержите сколько сможете, затем выпрямитесь и сделайте длинный выдох. Повторяется поза на этой же стороне 4-5 раз, а потом столько же на второй. Желудок должен быть пустым, желательно предшествующее обливание водой.

Мудра выполняется напряженно всеми мышцами, то есть напряжением всех сил души и тела вы стремитесь пробудить свою Кундалини. При сосредоточенном выполнении мудры скоро на внутреннем взоре возникает свет — это признак совершенного овладения позой.

В хатха-йоге прадипике эта поза описана так: «Зажав задний проход левой пяткой и вытянув правую ногу, охвати пальцы ноги руками. Затем нужно упражняться в джаландха-

рабандхе и направлять дыхание через сушумну. Тогда Кундалини выпрямляется, подобно свернувшейся змее, задетой посохом. Змея мгновенно выпрямляется как трость. Оба других потока (ида и пингала) отмирают, ибо дыхание из них уходит. Затем нужно очень медленно, не спеша выдыхать». Все же не ясно, какую сторону в этой мудре считать левой. Примем за левое положение то, что указано в хатха-йоге прадипике.

Йоги заверяют, что эта мудра сильно повышает пищеварительный огонь желудка, который теперь может переваривать даже яд. Она помогает излечивать туберкулез, геморрой, несварение желудка, гастрит, устраняются печеночные расстройства, повышается сдерживающая сила обоих полов.

  1. ШАКТИ-ЧАЛАНИ-МУДРА (встраивание шакти)

Это еще одна форма насильственного пробуждения Кундалини, ибо пока она дремлет, ничего не постигнет йогин. и мудрость к нему не придет.

Йогин берется за правую ногу, принимает подходящее положение и несколько раз ударяет себя пяткой по тому месту, где находится КАНДУ (см. главу о Кундалини). Это действие также сопровождается сильным сосредоточением на картинном представлении пробуждения спящей змеиной силы.

¦ * *

Мудры приведенной второй группы каждая в отдельности или в сочетании с бандхами пробуждают Кундалини. Какую именно мудру применить для этого, зависит от личных качеств ученика и других условий, и если у вас ГУру нет, то вероятней всего необходимо полагаться на собственную интуицию и знание своей внутренней сущности.

Если следовать логике нашей последовательности изучения техники мудр, то дальше должны идти такие мудры, которые бы обеспечили подъем Кундалини (уже пробудившейся) последовательно по чакрам к высшему духовному центру. Это уже йони-группа.

  1. ЙОНИ-МУДРА (печать лона)

Нам уже известно, что йони-мудра рассматривается как исходная для целой группы дхарана-мудр (умственных).

Техника: примите позу падмасана, позвоночник прямой, уши закройте большими пальцами, глаза — указательными и средними, ноздри — средними, сложенные губы прикройте мизинцами.

В других источниках требуется изменить падмасану так, чтобы правой пяткой зажать анус, а левой закрыть отверстие полового члена, который должен быть опущен в лобковую дугу и сжат. Все эти меры должны исключить утечку праны и помочь отгородиться от любых внешних раздражителей.

Далее Гхеранда говорит: «Он втягивает прану посредством несколько раз повторенной каки-мудры, соединяет ее с апаной и думает о шести чакрах подряд согласно мантре ХУМ-ХАМ- САХ». Из этой фразы следует, что должны быть еще мула- и джаландхарабандхи, &шаче эти две праны нельзя соединить. Что означает мантра ХУМ- ХАМ САХ? А. Авалон дает следующий ответ на этот вопрос. Мантра означает: «Да буду я защищен духом-природой*. Эта мантра произносится при подъеме Кундалини вверх, но при спуске ее вниз произносится мантра: СО-(у)-ХАМ, что означает ОН — я есьм. ХАМ — означает также солнце, САХ—еще и луна. От слога ХАМ появляется жар, который и поднимает Кундалини.

Часть фразы«… думает о шести чакрах подряд …»дает основание сделать вывод, что мантра хум-хамсах вероятнее всего приемлема для йогина, для которого подъем Кундалини дело, обычное, как и ее спуск вниз. Для человека, выполняющего этот акт впервые, должна быть иная последовательность мантр с остановками в каждом центре. Именно такая схема будет дана в главе о Кундалини. Более того, думать о 6 чакрах одновременно невозможно. Только опытный йогин может мгновенным интуитивным взором проследить этот путь сразу, но для новичка это 5 последовательных ступеней, то есть отдельных дхарана-мудр. Эта последовательная техника также дана в главе о Кундалини. Теперь нам предстоит рассмотреть отдельно каждую дхарану.

  1. ПРИТХВИ-ДХАРАНА-МУДРА (печать концентрации на земле)

Устреми сознание там на 5 гхатик. Эта низшая концентрация укрепляет и дает господство над стихией земли. Тот, кто постоянно выполняет эту притхви-дхарана-мудру, станет сам

господином над смертью и будет странствовать по земле в каче стве адепта.

ГХЕРАНДА

Дословно это будет выглядеть так: сосредоточься на мулан- дхара-чакре в течение 5 часов.

Йогины заверяют, что овладевший этой мудрой способен преодолеть земное притяжение, обретет способность телекинеза, левитации предметов и тела. Этой же дхараной объясняются спиритические сеансы медиумов. Йогин не сможет падать с высокого места и этим борется против «смерти посредством земли».

  1. АМБХАСИ-ДХАРАНА-МУДРА (печать концентрации на воде)

Прана и сознание там (в свадхистхана-чакре) должно постоянно пребывать в течение 5 гхатика. Это амбхаси-дхарана, которая прогоняет зло и невыносимые мучения … даже в страшно глубокой воде он не найдет смерти.

ГХЕРАНДА

  1. АГНЕЙИ-ДХАРАНА-МУДРА (печать концентрации на огне)

Укрепи там (в манипура-чакре) прану и сознание, пребывай так в течение 5 гхатика. Эта дхарана прогоняет ужасный страх смерти. Даже если садхака должен был попасть в огонь, горящий светлым пламенем, благодаря этой мудре останется живым и не подвергнется смерти.

ГХЕРАНДА

  1. ВАЙЯВИ-ДХАРАНА-МУДРА (печать концентрации на воздухе)

Укрепи там (в анахата-чакре) прану и сознание, пребывай так в течение 5 гхатика. Эта мудра известна у овладевших ею людей как вайяви-дхарана, вызывает движение КХА. Эта высокая мудра прогоняет старость и смерть. К занимающемуся не подходит смерть из воздуха, и ему свободно дается двигаться в КХА.

Эта мудра не должна даваться тому, кто лукав и не имеет преданности.

ГХЕРАНДА

Что означает КХА. мы узнаем дальше.

  1. АКАША-ДХАРАНА-МУДРА (печать концентрации на эфире)

Закрепи там (в вишудха-чакре) прану и сознание, сохраняя его в течение 5 гхатика. Эта небхе-дхарана открывает двери к освобождению. Тот, кто знает эту акша-дха-рана-мудру, является сведущим в Йоге. Для него не существует ни старости, ни смерти, и он не поддается растворению. При гибели мира в конце цикла (КАЛЬПА) вся материя растворяется, в то время как все возвращается в первоначальную материю и пребывает там. Но йогин, который владеет этими мудрами, имеет власть над первобытными веществами (стихиями) и не подвергается этому растворению, если ему угодно, он удаляется в другие области, которые в то время деятельны.

ГХЕРАНДА

В качестве вывода читатель должен знать, что в главе о Кундалини смысл этих дхаран будет изложен более доходчиво и приобщен к методике подъема Кундалини.

  1. САМБХАВИ-МУДРА (печать самбху)

Эта мудра начинается издалека, из обыкновенной тратаки, которая и начинает подготовку аджна-чакры для принятия мощных вибраций Кундалини. Сперва мы созерцаем любой предмет; потом с закрытыми глазами уже внутренним взором опять созерцаем этот же предмет, и не только созерцаем пассивно, но стараемся поместить это изображение внутрь головы в месте гипофиза, который отождествляется с корнем аджна-чакры. Как найти это место? Оно находится на пересечении двух линий: первая проходит перпендикулярно ко лбу через точку между бровями, а вторая — соединяет верхушки ушей. Подготовкой и пробуждением гипофиза заняты мудры группы «набхо» — эти мудры оказывают действие на означенную область или чисто физическим действием (ДЖИВА-БАНДХА и НАБХО-МАНДУКИ-МУДРЫ), или же усиленным притоком крови (ВАРДЖОЛИ-ВИПАРИТАКАРАНИ-МУДРЫ).

В различных разделах Йоги мы встречали требование сосредоточиваться на трикуте и этого было достаточно для первоначальной практики, но самбхави-мудра требует дальнейше го углубления этого процесса. В различных текстах техника самбхави-мудры дается туманно, но зато в изобилии расписываются силы и блага, которые получает йогин, овладев этой мудрой. Однако становится ясным, что мудра требует дальней шего процесса углубления тратаки, то есть точка сосредоточе ния должна быть уже внутри головы, именно в месте гипофиза, куда и перемещается наше сознание. Движение сознания от то чки между бровями к гипофизу и есть одна из величайших тайн Йоги. Затем мы узнаем о дальнейшем движении сознания от гипофиза к шишковидной железе — это так называемый царский путь.

Вышеозначенное пространство от трикуты до гипофиза называется КХА, но это еще не все, еще будет КХЕЧАРИ-МУДРА.

Техника самбхави-мудры подобна предыдущим дхаранам: поза, как в йони-мудре, а далее йогин прикрепляет свою прану и сознание к аджна-чакре и приходит к растворению сознания, то есть замыкает его внутри себя. Цге-то здесь наступает момент, когда чувство давления в аджна-чакре исчезает, а также жар, которым сопровождалось пробуждение Кундалини, не появляются видения, горящее пламя, искры, вспышки. Дальше мы узнаем, что это все признаки того, что садхака вступил на стадию ДХИАНА, а практикой мудр он приблизился к кхечаре-мудре.

  1. ВАРДЖОJ1И-МУДРА (алмазная печать)

Как мы уже заметили выше, важные центры головы должны получать соответствующую подготовку, прежде чем они станут способными принять высокие токи Кундалини. Настоящая мудра и следующие три как раз и обеспечивают такую предварительную подготовку.

Техника: необходимо сделать стойку на руках, которая со четает в себе все свойства перевернутых поз.

  1. ВИПАРИТАКАРАНИ-МУДРА (обращенно действующая печать)

Это известная нам сиршасана, которая, как мудра, выполняется с особым акцентом на созревании головных чакрамов

Йоги заявляют, что в результате практики этой мудры в течение 6 месяцев по 3 часа в день исчезнут седые волосы и морщины. Общее время можно распределить в течение всего дня.

  1. НАБХО-МУДРА (небесная печать)

1Де бы йогин ни находился, что бы он ни делал, должен постоянно язык держать кверху и всегда задерживать дыхание.

«Набхос» — означает «небо», «наверху». Таким образом, язык должен своей мягкой поверхностью, но не кончиком прижиматься к небу. Такое положение языка необходимо особенно рекомендовать, так как в этом случае автоматически создаются условия для полного дыхания. Оказывая давление языком, а точнее его корнем, на мягкое небо, йогин постоянно возбуждает область около шишковидной железы и гипофиза, что важно для подготовки этих центров. Для усиления такого действия йогин еще произносит мантру ОМ. И в довершение всего этого он постоянно думает о том, что его главной задачей является открытие ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА.

  1. МАНДУКИ-МУДРА (печать лягушки)

С закрытым ртом необходимо двигать корнем языка, но не кончиком его.

Понятно, что движение корнем языка оказывает особенное воздействие на известную область.

Мудра оказывает оздоровительное воздействие на всю систему глотки.

Йоги еще говорят о нектаре, который якобы истекает из са- хасрара. Это имеет место в том случае, когда уже достигнуто высокое совершенство и Кундалини достигла высшего центра. Здесь имеется в виду род особого блаженства, испытываемого йогином в САМАДХИ, а нектар и язык в этом случае существуют на тонкоматериальном уровне.

  1. КХЕЧАРИ-МУДРА (печать полета к небу)

Самая сложная, заманчивая и окутанная тайной мудра, воплощающая в себе высшую точку всей практики Йоги, не только ХАТХА-, но и РАДЖА-йоги.

Эта мудра начинается с подрезания языка, а начинать необходимо с его «доения», для чего обертывают его чистой тканью, вытягивают наружу и двигают в стороны. Недели через

две покажется уздечка языка. Лезвием безопасной бритвы не обходимо периодически проводить по уздечке до появления крови, которая останавливается как только язык станет на мес то. Место надреза рекомендуется посыпать порошком, составленным из дубильного вещества, соли и квасцов, взятых в ран ных частях. Когда язык подрезан и достаточно удлинен, его не обходимо научиться проглатывать.

Сперва необходимо научиться расслаблять мягкое небо. Рекомендуется следующий способ: необходимо согнуть ручку обычной чайной ложки так, чтобы образовалась петля, которая вводится в заднюю часть глотки. Захватите указанной петлей мягкое небо и подвигайте его к передней части рта. Иногда его конец может достать чуть ли не до зубов.

Мнения йогов расходятся в отношении подрезания языка, некоторые из них все же утверждают, что удлинить его можно только «доением». Подготовка языка таким методом выполняет ся до тех пор, пока он настолько удлинится, что сможет удлинить отверстия носовых раковин. В этом случае руки во время пранаямы освобождаются.

После такой подготовки примите позу падмасана, поверните язык так, чтобы им можно было достать носоглотку и перекрыть дыхание носом. Если этому уделять ежедневно 10 минут, то за 4 месяца этому искусству можно обучиться, но не старайтесь введение языка в глотку делать самому, так как можете потерять самоконтроль и погрузиться в «интересное» состояние, которое нельзя будет отличить от смерти, это так называемый сон йогина. От непривычки может произойти спазм глотки, и вы просто задохнетесь. Тут требуется присутствие знающего человека.

На первом этапе вы еще не проглатываете язык, а лишь пальцами заводите его в глотку. Здесь есть одна особенность — как только язык помещен в глотку, начинается усиленное выделение слюны, которую необходимо научиться проглатывать так, чтобы не вынимать языка.

Чего собственно добивается йогин тем. что проглатывает язык? Для начала это всего лишь удобство для выполнения пранаямы, освобождаются руки. Более того, постоянно совершенствуясь в пранаяме. вы будете все больше и больше задерживать дыхание, и где-то на четырех минутах ваш прогресс

может остановиться. Дальнейшая задержка станет возможной только благодаря проглатыванию языка. Почему именно так? Йоги считают, что нервы, управляющие рефлекторными движениями в процессе дыхания, сосредоточены в языке, поэтому управляя языком, можно управлять и этими Нервами, и процессом дыхания.

Кхечари должна изучаться вместе с очистительными упражнениями, так как длительное пребывание без воздуха может вынести только чистое тело.

Тело йогина в состояние КХЕЧАРИ впадает в глубокий транс, лишь с трудом отличаемый от смерти… Кровообращение не наблюдается, тело становится холодным и окоченевшим. все жизненные процессы приостанавливаются настолько, что даже волосы не растут, а они, кстати, как и ногти, еще долгое время растут даже у мертвеца. Организм в таком состоянии очень экономно расходует жизненные силы на поддержание незначительных признаков жизни.

Если йог прошел практику предварительного очищения (внутреннего и внешнего), закупорил все отверстия ватой с воском. то в состояние кхечари он может быть погребен на весьма долгое время под землей, совершенно без воздуха, и спустя даже несколько месяцев он снова возвращается к жизни.

Пусть никто не думает, что это необычное состояние придумано. Такая временная форма жизни присуща животному миру, вероятно, и человек ее унаследовал в скрытой форме, а йоги нашли метод ее пробудить. Медведи, ежи и другие погружаются в зимнюю спячку, которая чем-то напоминает сны йогинов.

Во время своих снов йоги настолько восстанавливают свое тело, что они в буквальном смысле возвращают себе молодость. Но мы серьезно предупреждаем любителей сенсационных трюков — не спешите практиковать эту мудру без особой подготовки и квалифицированного руководства, вы рискуете задохнуться или быть похороненным заживо.

Что означает КХЕЧАРИ? КХЕ — «небо», «воздух», ЧАРИ — •странствовать», «двигаться», следовательно, «парить по воздуху». тем более, что о таких чудесах йогов говорят. Летать по воздуху, в обычном смысле слова, йоги не могут, речь идет о процессах, происходящих на астральном плане, и не физическое, а астральное тело парит, и не по воздуху, а по эфиру, а физическое тело в это время может находиться на земле.

Тело не может быть обожжено огнем, высушено ветром, vh лажнено водой, быть укушено змеей. Тело становится прекрасным, самадхи несомненно достигается.

ГХЕРАНДА

Ясно, что речь здесь идет не о физическом теле.

Но стоило ли «огород городить» только для того, чтобы продемонстрировать занятный трюк с погребением? Тайна в другом.

Только эта мудра дает возможность на неограниченное время задержать дыхание на любой фазе, а такая задержка обеспечивает глубочайшее сосредоточение ума и полное его погружение вовнутрь.

В первое время, когда йогин овладевал техникой проглатывания языка и вводил его в отверстие неба, он впадал в глубокий транс, его тонкоматериальное тело выходило из физического и странствовало в астральном свете (в кха). Далее следует более высокая форма наблюдения неба кха, но не того неба, которое наблюдаем мы, смертные. Небо йогина, практикующего кхечари, находится в нем самом, в его голове, в сфере между бровями и малым мозгом. Его небо может быть покрыто облачностью, то есть мыслями, которые прогоняются сосредоточением, которое, в свою очередь, возможно при неограниченной задержке дыхания, что дает кхечари, — вот какая связь.

Что же наблюдает йогин в этом своем небе? Он становится свидетелем необычных событий из собственной жизни, различные фантастические существа, картины из других миров, освещенные ярким светом, могут появляться ему. Возможны ответы на различные вопросы. Это трудноописуемое состояние, его нужно пережить.

Для йогина кхечари в своей высшей форме ведет к великому единству души с всеобщим Духом, Абсолютом. Это жизнь в Брахмане (кха означает Брахман), это единство Шивы и Шак- ти, здесь достигнута высшая точка Йоги как науки.

Остановимся еще на одной детали, подчеркивающей древность этого учения и его глубокие корни в жизни индийс кого народа. Согласно древним верованиям, каждый человек должен очиститься от своих грехов посредством купания в священной реке Шаг в месте ее слияния с Джумной и Сарасвати. Тккое всеобщее омовение происходит каждые 11,8 лет, то есть в момент

прохождения Юпитера через определенные места — это великий праздник Кумбха-Мела.

Гкнг и Джумна сливаются в сегодняшнем Алахабаде, но где поток Сарасвати под землей объединяется с двумя остальными реками, никто не знает. Многие миллионы людей, давя друг друга. собираются именно в Алахабаде с целью очиститься от своих грехов, но никто не знает, какова истинная сущность этого праздника.

Ответ, однако, есть в одном старинном тексте, где сказано следующее: «Божественная Ямуна (Джумна) находится в Ида-Нади и Сарасвати в Пингала-Нади, Г&нг пребывает в Су- шумне, там осуществляются три слияния».

В главе «Кундалини» мы узнаем, что такое Нади и Пингала, но обращает на себя внимание и другое: три Нади, три потока и христианская троица — нет ли влияния древней Йоги на возникновение мировых религий?..

* * *

Теперь нам необходимо сделать общий вывод к главе «Мудры» и ответить на ряд вопросов. Каким образом йогин практикой мудр побеждает старость и смерть?

Стоит согласиться с тем, что применение мудр с гигиеническими и оздоровительными целями уже отодвигает на какой-то период старение организма, но это малая частность, есть нечто большее.

Далее мы узнаем, что чакры служат соединительными каналами физического тела с астральным через эфирное. Точнее, корень чакры находится в физическом теле (соответствующая железа), стебель — в эфирном теле, а «цветок» — в астральном. Астральное тело — основа или матрица для физического тела, которое как бы является зеркальным отражением астрального тела. И что же мы имеем теперь? В молодом возрасте рост новых клеток преобладает над их отмиранием, в среднем возрасте сохраняется равновесие, и это равновесие могло бы сохраняться бесконечно долго, если бы не ряд причин, способствующих разрушению тела, как субъективных, так и объективных.

У йогина все чакры активны, открыты, и физическое тело имеет постоянную связь со своим образцом (астралом) для духовного обмена веществ. Вот почему совершенный сидх не стареет и может жить столько, сколько посчитает нужным. Мы

знаем долгожителей в возрасте 180 лет, наука утверждает, что при прочих равных условиях человек может жить 150 лет и что смерть вообще не запрограммирована на генетическом уровне. Йогины утверждают, что среди них есть 33-летние сидхи. Не будем оспаривать практические достижения йогов, предоставим дело времени…

Наиболее общие правила практики мудр: все мудры практикуются только на пустой желудок, а кхечари требует совершенного внешнего и внутреннего очищения: трудно освоить кхечари тем, кто начал практику Йоги после 25 лет, когда мышцы и нервы негибки;

кхечари-шактилачани-варджоли-мудры не должны практиковаться всеми. ГУру должен решить, готовы ли вы к этому повышенному курсу;

наибольший успех от мудр можно получить тогда, когда имеется сильная концентрация ума;

коль мудры — это синтез асан, пранаям и сосредоточения, то все указания, данные этим разделом, остаются в силе и для мудр;

йони-мудра со своими дхаранами и самбхави-мудрой примыкает к медитации и, по существу, это есть одно непрерывное упражнение. Эта мысль редко встречается, но она вытекает из практического опыта.