joga sovremennom-mire

ПРАНАЯМА — часть 1

Пранаяма на языке Йоги практически означает способ проникновения в тайну праны, или жизненной энергии, и овладение ею.
Кто осознал прану, ощутил сердце космической жизни и активности.
Кто победил эту истинную сущность и управляет ею, в состоянии победить не только собственное тело, но и всякое иное тело, иной разум во всей Вселенной.
Таким образом, пранаяма, или упражнение праной, которое старается реализовать в своем ограниченном теле целое древо жизни и достичь совершенства приобретением всех энергий.
И сейчас еще встречаются последователи учения йогов САДХУ и САНЬЯСИ, живущие в труднодоступных местах, вдали от современных населенных пунктов, в одиночестве. Они ставят перед собой различные задачи и проводят над собой сложные эксперименты. Часто слышны рассказы о творимых ими чудесах, об их удивительной власти над природными стихиями, об исцелении неизлечимых болезней. Сложными тренировками они приобретают особые силы (СИДХИ). Метод приобретения этих сил называется саДханой. Пранаяма — одна из важнейших садхан. Но прежде чем приступить к практической стороне пранаямы, следует сперва раскрыть некоторые общефилософские вопросы, имеющие отношение к изучаемой теме.
Согласно индийской философии, природа состоит из двух основных субстанций: аказы (материи) и праны (энергии или силы). Из аказы возникло все, что имеет форму, все, что обладает материальным существованием — воздух и вода, звезды и лу-
на. тело животного и человека, вся Вселенная — продукт аказы. Аказа не может быть замечена или ощутима, измерена или определена, настолько она тонкая. Она воспринимается органами человека только тогда, когда уплотнится и примет форму. Какая же сила двигает аказой? Что вынуждает ее принимать форму? Это сила праны.
Жизнь Вселенной развивается циклами: в начале цикла существует только аказа, к завершению цикла она превращается во все, чем разнообразна природа, и в этот самый момент ВСЕ опять разложится в аказу. В начале следующего цикла аказа вновь в течение длительного периода превращается в различные формы. И так бесконечное число повторений.
Аказа всюду, она в единстве с праной, и это единство может существовать только в движении, без движения нет жизни.
Прана существует в ваших глазах. Мелодия музыки, впечатляющая речь оратора, очарование слов любимого человека — все это следствие праны.
Ш.С.ШИВАНАНДА
Она в воздухе, но не воздух; она в пище, но не пища; она сила в витаминах, но не. витамин; она в воде, но не тождественна химическим компонентам ее.
Э. СЕЛЬВАРАДЖАН
Прана постоянно находится в человеке, постоянно расходуется во всех его проявлениях. Здоровый, сильный человек в изобилии обладает праной, он получает ее из пищи, воды, воздуха и солнца.
Энергия, получаемая из пихци. обеспечивает рост и физическое содержание всех органов тела, но энергия, усвоенная посредством дыхания, обеспечивает не только химические процессы, но. главным образом, духовную работу нашего интеллекта. а чтобы эту энергию распределить равномерно ко всем клеткам или целенаправленно, йоги сочетают пранаяму с асаной.
Из четырех источников поступления праны наиболее постоянным и систематическим является дыхание. При обычном дыхании мы вбираем в себя необходимое количество праны. При глубоком дыхании мы накапливаем ее больше, но при специальных дыхательных упражнениях мы накапливаем ее уже значительное количество и можем ею управлять по своему усмотрению, можем передать ее другому человеку. Здесь прямая зависимость: прана управляет всеми процессами и жизнедея тельностью организма, а йог может управлять праной. Прана во всем организме распределена равномерно, где ее недостает, там заболевание. Ученик, длительное время работающий над собой и регулярно практикующий пранаяму, чувствует ее токи и где ее недостает. Прана полярна, и этим ее свойством объясняется явление симметрии в природе.
Прана управляет мыслью — вот важный вывод для будущей практики. Мысль проявляется на трех уровнях:
1. Инстинкт — бессознательный уровень, самый низкий уровень проявления праны. Все рефлекторные действия протекают в организме независимо от воли человека (дыхание, пищеварение, сердцебиение и др.) и принадлежат инстинктивному уму. Посредством управления праной йоги могут влиять и на эти процессы.
2. Высший уровень проявления праны — сознание, этот уровень также подлежит контролю, на нем основана высшая Йога.
3. Сверхсознание — управление им достигается на завершающем этапе практической Йоги и также посредством праны.
Прана связана с разумом, через разум — с волей, через волю — с индивидуальной душой, а через нее — с высшим бытием. Если вам известно, как управлять маленькими волнами праны, действующей через разум, конечно, будет известен секрет подчинения всеобщей праны.
Йогу, который становится специалистом в деле познания этого секрета, не страшна никакая сила, так как он обладает властью над всеми проявлениями силы во Вселенной.
Ш.С. ШИВАНАНДА
Преступив границу овладения праной, йогин становится лицом к лицу перед фактами, которые уже не в состоянии постигнуть обычное сознание. Вот почему мы. обыкновенные смертные, не всегда можем понять того, что прозревают йоги- ны.
Асана управляет физическим телом, прана — тонким астральным. Чтобы подчинить своей воле прану, йогин ежедневно, е невероятной настойчивостью и терпением, упражняется в пранаяме и накапливает ее, как ^конденсатор электрический заряд. И, как конденсатор, способен разрядить ее в нужном направлении, где и у кого ее недостает. Прана непрерывным потоком перетекает от одного человека, сильного, к другому, слабому. Этим йоги объясняют исключительное влияние сильных личностей.
ТЪ, что известно как сила личного влияния, есть не что иное, как врожденная способность какого-либо человека управлять своей праной. Тккие люди повседневно манипулируют, конечно, бессознательно тем же самым явлением, которое йог использует сознательно, по приказу собственной воли. Есть и другие, что случайно напали на прану, ничего о ней не подозревая, и используют ее для низких целей…
Ш.С. ШИВАНАНДА
Прана основана на задержке дыхания, и из этого момента вытекает еще одна важная зависимость. Когда нам необходимо выполнить какое-либо напряжение (поднять тяжесть, прыгнуть, прислушаться, сосредоточиться), мы тут же задерживаем дыхание, и это делается автоматически. Логическое рассуждение ведет к тому, что при любом напряжении физических или умственных сил потребуется дополнительная энергия, которую можно получить усилением окислительного процесса. Но мы поступаем наоборот — задерживаем дыхание. Следовательно, в акте задержки дыхания кроется особенный импульс жизненной силы. Кто знает может быть, наблюдательные индийские Риши именно это свойство поставили в основу своих экспериментов в пранаяме.
Овладев праной, нам легко будет управлять своим телом, умом и душой и совершенствоваться благодаря этому методу. С помощью праны мы сможем подчинить себе свой характер и со-‘ знательно привести свою жизнь в гармонию с жизнью космической.
Дыхание, управляемое мыслью, под контролем воли является обновляющей и возрождающей силой, которую вы можете
сознательно использовать для собственного развития, исцеления многих неизлечимых болезней организма, для лечения других и в других полезных целях. Становитесь йогом и излучайте вокруг себя радость, свет и силу.
Ш.С. ШИВАНАНДА
Проанализировав все сказанное, мы делаем вывод, что пранаяма НЕ ЕСТЬ наука о дыхании, НЕ ЕСТЬ тренировка в дыхательных движениях, а ЕСТЬ нечто большее. Пранаяма — это тренировка в управлении жизненно важными функциями организма и, в первую очередь, нервными токами.
Или пранаяма — это контролируемое и развивающее дыхание, ведущее к соединению праны и асаны с последующим проведением праны в сушумну посредством движения Кундалини.
ПРАНАЯМА — сложное слово, оно состоит из «прана» и «айама». Айам — происходит от глагола а/йам, что означает «тянуть, удлинять» и так далее. Следовательно, с технической точки зрения пранаяма есть процесс растяжения дыханием, что очень согласовывается с сущностью дыхательных упражнений.
Теперь нам необходимо перейти к практической сущности настоящего вопроса. Коль пранаяма непосредственно связана с процессом дыхания, то сперва решим вопрос: правильно ли мы дышим?.. Йоги утверждают, что нет!!!
Если вы наблюдательны, то нетрудно установить, что люди жизнерадостные, с приятной внешностью и хорошим цветом лица дышат глубоко, равномерно и полной грудью. Если же дыхание состоит из легких, мелких, судорожных движений, то, даже не вникая в подробности, по одному внешнему виду можно определить, что здоровье этих людей желает лучшего. Йоги считают и, кто знает, может, оно так и есть в действительности, что человеку запрограммировано природой не количество лет жизни, а количество дыханий. Человек начинает свою жизнь первым вдохом, задерживает этот выдох некоторое время, оглашает свое появление первым криком и заканчивает свою жизнь последним стоном и последним выдохом. Среди живых существ замечена такая зависимость — чем медленнее дыхание, тем продолжительнее жизнь. Люди сдержанные, рассудительные, как правило, меньше болеют и дольше живут.
Здесь уместно привести слова одного престарелого йогина. •который, впрочем, выгладит как 20-летний юноша, о том, что
живет только днем, а ночью замедляет дыхание в 10 раз!
И живет таким образом один час вместо десяти.
Неестественная погоня за модой вынуждает нас носить неудобную одежду, что также накладывает свой отпечаток на дыхание, а синтетические ткани нарушают дыхание кожи.
Правильно дышит человек, живущий среди природы, он много двигается, работает на свежем воздухе и дышит полной грудью. Правильно дышит новорожденный, пока его не коснулись блага цивилизации. Без преувеличения можно сказать, что 90% людей 40-летнего возраста уже не являются хозяевами своего здоровья. Основная причина — отсутствие движения. В положении сидя человек вдыхает 500 куб. см воздуха, что явно недостаточно для нормального газообмена, и такое дыхание еще использует не всю легочную ткань и тем более отдаленные участки легких.
Компенсировать этот недостаток можно периодически практикой полного глубокого дыхания (ПГД), разработанного йогами. Это настолько совершенная форма дыхания, что современная медицина, располагающая большой научной базой, не может ничем его дополнить.
В результате многолетних наблюдений йоги пришли к выводу, что путем регулирования дыхания можно оказать влияние на работу дыхательного центра, а через него воздействовать на другие центры, регулирующие и контролирующие другие жизненно важные функции. Элементарные дыхательные упражнения йогов путем постепенного углубления вдоха и выдоха дают возможность не только усилить газообмен, но и оздоровить всю дыхательную систему, то есть увеличить экскурс сию легких и их жизненный объем, повысить эластичность легочной ткани, добиваясь этим большей выносливости как самих легких, так и всей дыхательной системы. ПГД дает большой очищающий эффект, а сочетание его со специальными очистительными действиями, значительно углубляет этот процесс.
ПГД повышает-подвижность диафрагмы по вертикали, а ее колебательные движения передаются желудку и кишечному тракту, мягко массируя их. Это массирующее действие передается печени, селезенке, почкам, солнечному сплетению, сердцу, что действует на них оздоравливающим образом.
Ритмичность и монотонность ПГД успокаивающим образом действуют на нервную систему, создавая уравновешенное и
спокойное состояние. Через легкие и систему кровообращения ПГД наполняет весь организм целительным кислородом, укреп ляет, омолаживает и тонизирует каждого, кто им занимается. Нет такого органа или части тела, где бы ни сказывалось це лебное влияние ПГД. Интенсивнее, чем обычное дыхание, оно очищает кровь, увеличивает сопротивляемость организма различным заболеваниям, улучшает обмен веществ и оказывает сильное восстанавливающее действие на эндокринную систему.
Есть случаи из практики школ йогов, когда люди, уже не молодые, после регулярных занятий этой формой дыхания отмечали общее укрепление здоровья, исчезали изъязвления десен, которые рассматриваются как признаки старости. В клиниках Индии и Европы проводятся многие исследования с ПГД, и везде получены поразительные результаты, особенно при лечении расстройств в работе сердца и кровяного давления, а также при функциональных нарушениях других органов. О целебном действии ПГД написаны книги.
Что если этой формой дыхания будет заниматься здоровый человек? Такой человек будет совершенно здоровым, у него выработается иммунитет от многих болезней, он легко будет преодолевать жизненные трудности и сделает счастливым себя и окружающих. ПГД является фундаментом для всей дальнейшей практики в пранаяме, оно же сопутствует асане и мудрам.
В ПГД нет вреда, а только польза как для здоровых, так и для больных. Привыкшие дышать таким способом обретают устойчивое душевное равновесие и такую самодисциплину, что никто и ничто не может заставить их потерять контроль над собой.
Йоги, практикуя ПГД, преследуют не только оздоровление, они рассматривают эту форму дыхания как одну из ступенек для овладения силами природы, более высокими, чем обычно. Вез ПГД нет пути к овладению праной. Чем больше исследуется ПГД, тем в большей степени раскрываются его необычные свойства, и особенное значение приобретает психологическое действие, в частности, на сознание и ум.
Диафрагма, передающая общий ритм дыхания органам брюшной и грудной полостей, вовлекает в этот ритм через солнечное сплетение всю симпатическую нервную систему и сознание. Т&ким образом весь организм приводится к единому
гармоническому ритму, создавая наиблагоприятнейшие условия для накопления и сохранения энергии и особой психофизической настройки. Раскачивающийся ритм дыхания отторгает стохастическое движение мыслей и создает условия для сосредоточения.
Дыхание йогов, выполняемое зимой и летом, очень способствует закаливанию дыхательных путей, чем достигается невосприимчивость к простудным заболеваниям дыхательных путей и особенно легких.
От неправильного дыхания страдают в первую очередь мозг, позвоночник, нервные центры, желудок. При интенсивных спортивных занятиях человек также дышит глубоко. Не заменяет ли здесь одно другое? При интенсивной физической нагрузке энергия дыхания используется тут же для пополнения затраченных сил. Но йогин практикует ПГД в позе абсолютного спокойствия. На что же тратится энергия в данном случае? Часть идет для обычных нужд организма, еще какая-то часть идет на очищение более интенсивное, чем при обычном дыхании. и значительная доля накапливается для особых целей. Ногин постоянно создает в себе плотину, с одной стороны которой накапливается запас энергии, которую он намерен использовать на высоком духовном пути. В системе йогов ритму уделяется особое внимание. Иначе нельзя, ибо все в мире движется, изменяется, подчиняясь единому ритму, от безграничной Вселенной до мельчайших элементарных частиц. Этот ритм для всех единый, и человек не является здесь исключением…
Таким образом, мы приблизились к тому моменту, когда необходимо приступить к практической отработке дыхательных упражнений. Но прежде нам необходимо очень кратко познакомиться с некоторыми положениями теории пран, что очень необходимо при дальнейшем движении в высшую. Йогу.
До настоящего времени у нас существовало мнение, что прана в своей основе едина, но, согласно теории йогов, она как творящая сила проявляется разносторонне, и функции ее разнообразны. Чтобы четче осмыслить процесс пробуждения Кундалини, нам необходимо хотя бы кратко изучить разновидности пран как сил, импульсов или энергий, правящих нашим телом.
Единая мировая субстанция — прана — в организме человека проявляется в 5 функциях, и поэтому основных пран тоже 5: прана, апана, самана, удана, вьяна, и еще есть 5 второстепен-
ных: это подираны, или вайю — нага, курма, девадата, крикара. дханаджайя.
В первой пятерке главные — прана и апана, с ними нам и придется иметь дело. Все приведенные праны входят в состав единой ПРАНЫ, подобно тому, как различные 7 цветов входят в спектр солнечного света. Дадим еще краткую характеристику всех указанных пран:
ПРАНА — цвет крови или красной жемчужины, управляет дыханием, ее область между гортанью и основанием сердца, имеет тенденцию течь вверх.
АПАНА — нечто среднее между белым и красным, производит выделение, ее область ниже пупка, контролирует деятельность печени, толстой кишки и других органов, имеет тенденцию течь вниз.
САМАНА — между чистым молоком и хрусталем, маслянистая, блестящая, регулирует секрецию желудка, печени, поджелудочной железы и кишечника, ее область между сердцем и пупком.
УДАНА — цвет тусклый, управляет частью нашего тела выше гортани и держит нас настороже в отношении наших чувств, отделяет физическое тело от астрального во время смерти.
ВЬЯНА — цвет светового луча, распространяет свое влияние на все тело и управляет его движениями, обеспечивает прямое положение тела.
Подпраны, или вайю:
НАГА — отрыжка, икота. КУРМА — открывание глаз. КРИ- КАРА — вызывает голод или жажду. ДЕВАДАТА — зевание. ДХАНАДЖАЙЯ — разложение тела после смерти.
Роль некоторых пран уж больно прозаична, например, нага, но есть основания полагать, что подпраны эти имеют иную, более существенную роль. Здесь, вероятно, сказались трудности перевода с санскрита, некоторые понятия не имеют дословных аналогий в других языках.
РАЗНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
РИТМИЧНОЕ ДЫХАНИЕ
Мы много говорили о значении ритма в упражнениях Йоги, поэтому с него мы и начнем путь в пранаяму а не с
гармоническому ритму, создавая наиблагоприятнейшие условия для накопления и сохранения энергии и особой психофизической настройки. Раскачивающийся ритм дыхания отторгает стохастическое движение мыслей и создает условия для сосредоточения.
Дыхание йогов, выполняемое зимой и летом, очень способствует закаливанию дыхательных путей, чем достигается невосприимчивость к простудным заболеваниям дыхательных путей и особенно легких.
От неправильного дыхания страдают в первую очередь мозг, позвоночник, нервные центры, желудок. При интенсивных спортивных занятиях человек также дышит глубоко. Не заменяет ли здесь одно другое? При интенсивной физической нагрузке энергия дыхания используется тут же для пополнения затраченных сил. Но йогин практикует ПГД в позе абсолютного спокойствия. На что же тратится энергия в данном случае? Часть идет для обычных нужд организма, еще какая-то часть идет на очищение более интенсивное, чем при обычном дыхании, и значительная доля накапливается для особых целей. Йогин постоянно создает в себе плотину, с одной стороны которой накапливается запас энергии, которую он намерен использовать на высоком духовном пути. В системе йогов ритму уделяется особое внимание. Иначе нельзя, ибо все в мире движется, изменяется, подчиняясь единому ритму, от безграничной Вселенной до мельчайших элементарных частиц. Этот ритм для всех единый, и человек не является здесь исключением…
Таким образом, мы приблизились к тому моменту, когда необходимо приступить к практической отработке дыхательных упражнений. Но прежде нам необходимо очень кратко познакомиться с некоторыми положениями теории пран. что очень необходимо при дальнейшем движении в высшую Йогу.
До настоящего времени у нас существовало мнение, что прана в своей основе едина, но, согласно теории йогов, она как творящая сила проявляется разносторонне, и функции ее разнообразны. Чтобы четче осмыслить процесс пробуждения Кундалини. нам необходимо хотя бы кратко изучить разновидности пран как сил, импульсов или энергий, правящих нашим телом.
Единая мировая субстанция — прана — в организме человека проявляется в 5 функциях, и поэтому основных пран тоже 5: прана, алана, самана, удана, вьяна, и еще есть 5 второстепен
ных: это подпраны, или вайю — нага, курма, девадата, крикара, дханаджайя.
В первой пятерке главные — прана и апана, с ними нам и придется иметь дело. Все приведенные праны входят в состав единой ПРАНЫ, подобно тому, как различные 7 цветов входят в спектр солнечного света. Дадим еще краткую характеристику всех указанных пран:
ПРАНА — цвет крови или красной жемчужины, управляет дыханием, ее область между гортанью и основанием сердца, имеет тенденцию течь вверх.
АПАНА — нечто среднее между белым и красным, производит выделение, ее область ниже пупка, контролирует деятельность печени, толстой кишки и других органов, имеет тенденцию течь вниз.
САМАНА — между чистым молоком и хрусталем, маслянистая, блестящая, регулирует секрецию желудка, печени, поджелудочной железы и кишечника, ее область между сердцем и пупком.
УДАНА — цвет тусклый, управляет частью нашего тела выше гортани и держит нас настороже в отношении наших чувств, отделяет физическое тело от астрального во время смерти.
ВЬЯНА — цвет светового луча, распространяет свое влияние на все тело и управляет его движениями, обеспечивает прямое положение тела.
Подпраны, или вайю:
НАГА — отрыжка, икота. КУРМА — открывание глаз. КРИ- КАРА — вызывает голод или жажду. ДЕВАДАТА — зевание. ДХАНАДЖАЙЯ — разложение тела после смерти.
Роль некоторых пран уж больно прозаична, например, нага, но есть основания полагать, что подпраны эти имеют иную, более существенную роль. Здесь, вероятно, сказались трудности перевода с санскрита, некоторые понятия не имеют дословных аналогий в других языках.
РАЗНЫЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
РИТМИЧНОЕ ДЫХАНИЕ
Мы много говорили о значении ритма в упражнениях Йоги, поэтому с него мы и начнем путь в пранаяму. а не с
полного глубокого дыхания, которое мы уже подробно охарактеризовали. Ритмичное дыхание — это первый камень в фундаменте пранаямы, поэтому не искушайтесь возможностями БОЛЬШОЙ ПРАНАЯМЫ. а поработайте над ритмом. Это простейшая форма дыхания, но очень действенная. Йоги пользуются этим дыханием, когда передают мысли на расстояние, когда привлекают к себе людей, подобных себе.
Техника: поза падмасана. полный выдох, за которым следует медленный, для начала 7 матр (см. советы к пранаяме), вдох и далее без задержки выдох такой же последовательности и протяженности. Формула 1:Х— 1:Х. Очень постепенно коэффициент X довести до 15 матр. При наличии определенного опыта между вдохом и выдохом, а также между выдохом и следующим вдохом допускается небольшая произвольная пауза, она просто сглаживает переходы между фазами. Здесь важен ритм плавный, раскачивающийся. Представляйте себе медленно раскачивающийся маятник. Практикуйтесь в таком дыхании по нескольку минут. Повторяйте ОМ равномерно и во всех_ фазах, например: вдох =7 ОМ. задержка =1 ОМ, выдох =7 ОМ и следующая задержка тоже 1 ОМ. Не увлекайтесь этим упражнением, пусть пределом для вас будет 30 циклов дыхания на один прием, и этого вполне хватит для поддержания здоровья. Практикуйте это дыхание в любой позе, даже на ходу.
Большое количество дыхания в одном приеме может стать вредным и даже опасным как для вас самих, так и для окружающих вас людей. Тут у вас сразу возникает вопрос, но не спешите особенно, вы на него сами ответите в свое время.
Запас праны — это запас легковоспламеняющегося вещества, которое способно даже самовоспламениться, если неумело хранить его и в больших количествах… Правда, природа позаботилась о том, чтобы не допускать большого накопления этой силы, но все же… возможны и исключения. Еще раз становится понятным требование йогов о моральном, нравственном воспитании, прежде чем вы получите доступ к сидхам.
Пусть эти вопросы вас пока не интересуют, сейчас вам нужно работать над ритмом дыхания. Проверяйте периодически стабильность вашего ритма. Ритм дыхания — это основа, на которой будет строиться ваше дальнейшее продвижение, и, кроме того, оно войдет в основу полного глубокого дыхания и психического.
ПОЛНОЕ ГЛУБОКОЕ ДЫХАНИЕ
С точки зрения Павловской физиологии, дело не в жизненной силе, а в том, что глубокое дыхание, помимо обновления и усиления обмена веществ, приводит к нормализации деятельности нервной системы и к установлению новых рефлекторных связей, что автоматически ведет к стиранию старых связей.
В. МАЯКОВСКИЙ
ПГД сочетает в себе три вида дыхания: брюшное, среднее и верхнее.
1. БРЮШНОЕ дыхание еще называется диафрагмальным, так как оно выполняется при помощи диафрагмы. В расслабленном состоянии диафрагма имеет форму купола с вершиной, направленной кверху, при сокращении она выравнивается, оттесняя органы брюшной полости вниз, создавая возможность для легких расширяться, отчего происходит вдох.
Техника: стоя или в падмасане сильно сократите диафрагму для полного выдоха, а затем предоставьте животу двигаться вперед — вниз до полного провисания, при этом ребра, плечи, ключицы, грудь остаются неподвижными. Научитесь так дышать в любой позе. Эта фаза дыхания оказывает благотворный массаж на все органы грудной полости. Замечено, что брюшное дыхание свойственно людям сильным, здоровым и уверенным в себе. Жаль, что модными поясами и корсетами мы лишаем себя этой фазы дыхания.
2. СРЕДНЕЕ дыхание выполняется в такой же позе. Положите ладони рук на ребра так, чтобы кончики пальцев соприкасались на груди. Можете стать перед зеркалом. После полного вдоха выдыхайте только грудью, расширяя ребра в стороны. Вы уже заметили, что кончики пальцев расходятся. Научитесь так дышать в любой позе.
3. ВЕРХНЕЕ дыхание — распространенная форма дыхания у женщин, что частично оправдывается анатомически, но чаще тем, что для сохранения хорошей формы они стягивают живот и таким образом лишают себя брюшного и среднего дыхания. Верхнее дыхание физиологически наименее эффективно, а как
систематическое оно приводит к нарушению многих важных функций.
ТЪшика: исходная поза та же, расширяйте верхнюю часть груди и двигайте ее вперед и несколько вверх, в конце вдоха немного поднимите плечи. Живот и реберные дуги неподвижны, но в конце этой фазы живот немного втягивается, что вполне закономерно.
Иногда эта фаза дыхания рекомендуется в качестве самостоятельного, чем достигается хорошая вентиляция верхней части легких, где обычно гнездятся туберкулезные бациллы, кроме того, верхнее дыхание улучшает функции прикорневых лимфатических узлов.
В ПГД эти три фазы необходимо соединить в одном непрерывном процессе. После полного выдоха проделайте все три фазы последовательно, не напрягая их, и еще раз здесь подчеркнем, что при завершении 3-й фазы живот должен немного втянуться. Подышите немного так, и вы заметите волнообразный характер этого дыхания. Выдох делайте также волнообразно: начинайте снизу животом, потом грудью и далее опускайте ключицы. До окончания выдоха живот остается втянутым, создавая преобладание давления. Во всех случаях не разделяйте фаз, а сочетайте их в непрерывном действии.
Очень хорошо процесс дыхания сопровождать легким шумом воздуха в глотке, звуковое сопровождение в первое время облегчает контроль и повышает сосредоточенность на процессе дыхания. Длительность вдоха равна выдоху без пауз между ними. Практикуйте ПГД, начиная с одной минуты за полчаса до еды. в течение полугода, длительность упражнений доведите до 5-7 минут. Будем считать, что вы за это время хорошо освоились с техникой ПГД, и теперь мы имеем возможность перейти ко второй его ступени — необходимо сделать такое дыхание ритмичным, и теперь оно будет называться «полное глубокое ритмичное дыхание». На этой качественно новой форме ПГД(р) необходимо соблюдать три условия: ритм, работу всей дыхательной системы, сосредоточение на процессе дыхания.
Для облегчения опять представим себе медленно раскачивающийся маятник: один взмах — вдох, второй — выдох, четко представляйте и чувствуйте эти размахи — в этом сила действия упражнения. На каждом взмахе повторяйте устно ОМ (растягивая его) и думайте при этом, что вы едины с необъятной
Вселенной. Уже через некоторое время вы ощутите удивительное чувство мира и удовлетворения, совершенно осязаемые где-то около гортани, напоминающие подкатывающийся ко мок к горлу. Может быть и другое приятное расположение духа. Во всех случаях это признак особенного действия ПГД(р), если такого или подобного чувства нет, то вы еще не совершенны в этом дыхании или нарушаете какое-то условие.
Если же приятное расположение духа исчезает, немного растяните вдох и ОМ. Повторяйте два и больше раз. Совершенствуйте технику этого дыхания, и этим вы себе сильно облегчи те свою дальнейшую работу в пранаяме.
ПГД(р) очень действенно, поэтому рекомендуем ученику соблюдать следующие необходимые условия:
1. Мы подчеркнули благотворное влияние каждой фазы ПГД, но практиковать каждую фазу в качестве самостоятельного упражнения не рекомендуется, разве что для специальной цели.
2. Очень желательно ПГД уметь практиковать в любой позе, так как его придется применять в различных асанах, конечно, при допустимых требованиях и возможностях.
3. ПГД очень активно и физиологически действенно, поэтому его качественные и количественные характеристики необходимо наращивать очень постепенно.
4. ПГД может стать вашей постоянной нормой дыхания, но это не значит, что оно должно быть нормой дыхания вообще.
5. Не следует думать, что ПГД требует максимально возможного наполнения легких воздухом, количество воздуха должно быть незначительно выше обычной нормы, здесь важно вводить в действие всю дыхательную систему и максимально использовать объем легких.
6. Если есть возможность, практикуйте ПГД три раза в день, начиная с 1-2 минут. Йоги практикуют ПГД в течение 30 минут, но они йоги, а вы пока ученики.
7. Если выполняете ПГД утром, то. чтобы разогнать сон, умойтесь и выполните несколько раз дыхание «ХА».
8. ПГД можно выполнять вечером, но непосредственно перед сном не рекомендуется, так как кислородная насыщенность прогонит сон.
9. Если появляются боли различных дыхательных мышц или создается чувство расширения грудной клетки, это признак перегрузки.
10. Эффективность ПГД очень возрастает, если оно сопровождается картинным представлением, что вот животворный поток праны достигает самых отдаленных уголков ваших легких, доходит до самых верхушек, а потом заполняет все тело, доходит до каждого органа. ,
11. Необходимо себе четко уяснить следующее: работу мышц в процессе ПГД можно разделить на три группы в соответствии с каждой фазой дыхания. Взаимодействие этих трех групп мышц таково, что перенапряжение одной группы ведет к нарушению работы следующей группы. По этой причине необходимо работать, придерживаясь «средней линии» во взаимной работе всех мышц.
Это требование необходимо особо соблюдать в упражнениях классической пранаямы, где исключаются любые физические перегрузки и напряжения дыхательной системы.