АНАТОМИЯ СИСТЕМЫ КУНДАЛИНИ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЕЕ ПРОБУЖДЕНИЯ

jogiСлава, слава, МАТЕРИ КУНДАЛИНИ, которая через ЕЕ бесконечную Милость и Силу доброжелательно ведет садхака от чакры к чакре и освещает его интеллект, и заставляет его реализовать свою тождественность с Высшим Брахманом!
Да пребудет ее благословение над всеми вами!
Ш.С. ШИВАНАНДА
«Кундала» означает «свернутая».
Это глава для тех, кто хочет проникнуть в более тонкие области науки йогов, в малоизученный раздел, но имеющий определяющее значение для дальнейшего пути.
Из теории пранаямы мы знаем, что мироздание во всех своих проявлениях существует в тесном единстве трех составляющих: аказа (материя) — основа творения; прана — сила творения; мировая или великая сила сознания, или мировой разум, в нашем понятии — объективные законы мироздания.
Все, что имеет форму, состоит из материи (аказы) и силы, «спрятанной» внутри этой формы и находящейся в пассивном состоянии, но эта сила является частицей Великой силы созидания и по Йоге называется Кундалини (Кундалини-Шакти). Если эту силу, замкнутую в форме, каким-то образом привести в активное состояние, то форма (в нашем конкретном случае — человек) соединится с Великим Космическим Сознанием.
Современная наука пока не объясняет феномена Кундали ни, однако среди практиков имеются попытки дать более-менее современное толкование этого вопроса.

Все явления природы, начиная с макрокосма и кончая микромиром, полярны. Во всех случаях положительные и отрицательные состояния взаимно уравновешиваются. Кундалини, «спящая» сила человека — статична, то есть ее статический и динамический аспекты уравновешены. Поэтому тело человека можно рассматривать как магнит с двумя полюсами.

Муландхарачакра (обитель Кундалини) — статический полюс в отношении ко всему остальному телу, которое динамично. Отсюда следует, что муландхарачакра суть фундаментальная статическая опора тела, или мнимый центр вращающейся замкнутой системы.
Теперь представим себе, что какими-то искусственными методами нам удалось нарушить это уравновешенное состояние, и муландхарачакра, подобно динамомашине, становится перенасыщенной зарядом определенной величины. Заряд, возникший в одном месте, индуцирует свою противоположность в другом месте, то есть в соседнюю чакру — и так последовательно до самой сахасрары. Если следовать этой логике, то Кундалини вовсе нет необходимости подниматься, здесь может иметь место движение особого тока от одного полюса к другому. Таким образом, сама система как таковая остается неизменной. Данный вывод хорошо вписывается в следующий отрывок из УПА- НИШАД: «Целое вычитывается из целого, хотя целое остается».
Это объяснение феномена Кундалини, разумеется, не является заявкой на окончательное объяснение этого вопроса, но, во всяком случае, пусть это будет хотя бы отдаленной попыткой.
Мы знаем, что в человеке таится нечто необъяснимое, нераскрытое, но проявляющееся в особенных экстремальных условиях физически или духовно. В исключительных случаях человек способен сделать нечто такое, что выше его обычных сил и возможностей. В таком случае говорят, что человек находится в особенном творческом подъеме, что его посетило вдохновение, божественная искра. Нам также известно, что в своей обычной умственной работе человек использует очень незначительное количество из общего резерва мозга. Природа не расточительна. Тогда зачем нужен этот резерв? Возможно, это задатки для будущей эволюции.
Человек, говорят йоги, должен еще во многом совершенствоваться, он может проявить больше, он может достигнуть сверхсознания, но в обычных условиях на это уйдут миллионы
лет, если пассивно следовать естественной эволюции. Теперь ясно, почему йоги стараются пробудить в себе Кундалини, чтобы при ее помощи подняться на более высокий уровень в разви тии сознания и физических возможностей. Пока Кундалини «спит» — человек бодрствует для этого мира. Когда она пробуждается — человек «спит», покинув свое сознание мира, и входит в свое причинное тело по Ту сторону в бесформенное состояние.
Когда Кундалини в покое, человек вполне сознает окружающий мир, но когда она движется по чакрам, человек мертв для мира, у него нет сознания, и в это время он приобретает особые психические силы. Если Кундалини пробудилась и Йога таким образом выполнена, человек наслаждается сверхмировым опытом, и его высшие центры приведены в активное состояние.
Индийские Учителя утверждают, что человек, подготовленный по особой их методике, видит эту силу в себе и направляет ее действие, но по существу самой Кундалини сообщают очень мало и отрывочно. Причина такого умалчивания, по всей вероятности, в том, чтобы не дать в руки корыстным людям это могущественное орудие. Некоторые западные практики утверждают, что Кундалини создается в уме. Проверить все это можно только практическим опытом, что немногим дано, а те, кто достиг знания в этом деле, не очень выставляются напоказ и не так много могут сообщить неподготовленному уму. Одно бесспорно ясно, что все же йоги знают некоторые непостижимые для нас, высокие проявления человеческих сил.
Теперь изложим систему Кундалини в таком виде, как ее дают йоги. Заранее предупреждаем, что между системой Кундалини и физическим телом нет ничего общего так же, как и между нервной системой с ее нервными центрами и системой НАДИ. Система Кундалини анатомически не просматривается.
Наука йогов о жизненных силах человека основана на принципах полярности. Положительным полюсом является верхний изгиб позвоночника, а нижний позвонок (область крестца) — отрицательный полюс. Между этими двумя полюсами движутся особые токи.
У основания позвоночника в муландхарачакре находится в потенциальном состоянии первичная энергия, или сила Кундалини. В санскритской символике К изображается змеей, свернутой в 3,5 витка. Когда генерируется ток, то для его движения
необходимы проводники (нади). предохранители и выключатели (бандхи и грантхи) и трансформаторы (чакры), иначе энергия будет рассеиваться. Как видно из этой аналогии, все очень хорошо вписывается в схему электрической цепи. Так ли это в действительности?
У обычного человека чакры находятся в неразвитом состоянии, и Йога является методом их пробуждения.
Система Кундалини состоит из, помимо уже описанных нами чакр, очень разветвленной сети надей, тонких астральных трубок, невидимых для физического глаза. Их великое множество. с учетом самых тонких — миллионы, но чаще всего приводится цифра 720000. Все нади берут начало из КАНДУ (энерготела), имеющего форму птичьего яйца и расположенного между заднепроходным отверстием и половым органом. Канду — корень всех нади и центр астрального тела. Все выходящие из него нади несут прану к различным частям тела. Нади невидимы для физического глаза, но их можно видеть и чувствовать своим умом, когда последний очищен и сделан тонким при помощи садханы.
Важнейшие три нади: ида, сушумна, пингала. Роль ида и пингала сводится к следующему. Астральное тело постоянно возобновляет себя через пути обмена из своей среды так же, как физическое тело возобновляет себя в материальной среде посредством питания и выделения. Постоянный обмен астрального тела с его средой происходит посредством двойной канализации ида и пингала. Нади сушумна проходит внутри позвоночного столба от канду до головы. Это пустотелый канал, закрытый у всех, но открытый у йогинов, это дверь Брахмы. У входа в этот канал находится голова Змеи/Кундалини. Сушумна — высшая и самая главная нади, ей подчинены все остальные. Подлинная йоговская работа начинается с момента функционирования сушумны, до настоящего времени — все лишь подготовка.
Нади ида проводит отрицательно заряженный ток праны, берет начало от левой ноздри и заканчивается в левом яичке — это пассивный, прохладный, влажный лунный ток. Нади — проводник положительно заряженной праны берет начало от правой ноздри и заканчивается в правом яичке — это активный, горячий, сухой солнечный ток. Обе нади. идя вверх, окружают сушумну — одна справа налево, вторая — наоборот, пересека-
ясь, они образуют чакры. Система Кундалини очень подробно описана, несмотря на то, что она невидима для обычного глаза, но она видима для йогинов в особых условиях, но изредка, слу чайно — для обычного человека.
Вот свидетельство европейца, пробудившего Кундалини одним только размышлением: «Я увидел «нервы» иду и пингала и «центральный огонь» с дрожащей аурой розового цвета. ГЪлу- бой или лазурный свет и белый огонь, который поднимался вверх, в мозг и вспыхивал летящим сиянием на другой стороне головы. Он был виден вспышками от центра к центру и двигался с такой быстротой, что я осознал лишь немногое, и это видение и движение видел как бы в теле другого. Сияние (или аура) бледно-лазурное, а вокруг пингалы — опалово-розовое. Кундалини появилась в видении, как ярко-золотой, белый огонь, завивающийся спиралью».
И вот другой пример: «…я почувствовал свернувшуюся кольцом змею, и когда она побежала вверх, я оказался в «фонтане огня» и почувствовал, что летящее пламя распространяется вокруг моей головы, а затем раздался музыкальный гул, как бы цимбал, в то время как вспышки пламени, подобие эманации, казалось, увеличились и собрались наподобие крыльев над моей головой. Я почувствовал качающее движение. Я действительно был испуган, потому что сила казалась чем-то таким, что меня может истребить. В своем возбуждении я забыл зафиксировать свой ум на ВЫСОЧАЙШЕМ и так упустил божественную возможность». Подобные примеры личного опыта имеют большую ценность для тех, кто встал на этот путь.
Ида и пингала вновь сходятся в аджна-чакре и входят в сушумну, которая идет далее в сахасрару. Т)эи указанные нади еще не исчерпывают систему Кундалини. Есть еще три важные нади: сарасвати, лакшми и медха. В первой тройке главная сушумна, а здесь — медха. она параллельна сушумне и располо жена на передней стороне тела, соединяется с муландхара- и сахасрара-чакрами.
Сарасвати параллельна иде, входит в муландхара и соединяется со свадхистханой. оттуда идет в район духовною сердца и потом в аджна-чакру. Через эту нади путешествуют мысленные функции, так как она соединяет мозг с умственным веществом в муландхара (читтой). Лакшми нади соответствует
пингале. расположена впереди ее. Знание этих дополнительных нади необходимо при изучении путей движения Кундалини.
Получается еще такая аналогия, как будто ида и пингала соединяют нашу телесную энергию с космосом через посредство Луны и Солнца. Пингала связана с ШИВОЙ, а ида — с ВИШНУ. Что-то здесь еще недосказано. Или вот еще одна выдержка из комментария Ананта Шастри к «Анандалахири»:
«Солнце и Луна постоянно движутся в космосе, также воздух движется постоянно в микрокосмосе иды и пингалы, днем и ночью. Луна, которая идет через левую нади, увлажняет все тело нектаром. Солнце, которое идет через правую нади, высушивает тело, пропитанное нектаром. Когда Солнце и Луна встретятся в Муландхаре, этот день называется АМАВАСИЯ (новый лунный день).
Когда йогин, мысленное начало которого находится под контролем, в состоянии ограничить Солнце и Луну их собственными местами, и если они так ограничены, то Луна не может изливать свой нектар, и Солнце не может его высушивать. Если далее место нектара при помощи Вайю высушивается, то пробуждается Кундалини вследствие недостатка питания и шипит подобно змее. Затем, пронизывая три тела, она бежит к сахасраре и кусает Чандру (луну) в середине сахасрары. Затем начинает струиться нектар и орошает окрестность Чандры в аджна- чакре. Из последней теперь все тело будет орошено нектаром».
Какой бы наивностью ни показалось на первый взгляд это мистическое описание пробуждения Кундалини, но оно основано на реальных фактах. Эти толкования даны в соответствии с присущим тому времени уровню знаний. Отсюда наша задача — расшифровать эти древние символические записи на основе современных научных знаний, а не отбрасывать их лишь потому, что эта символика неблагозвучна для нашего просвещенного слуха. Нам следует внимательно анализировать все оригинальные фразы, сказанные йогинами когда-либо, особенно имеющие отношение к пробуждению Кундалини, так как этот серьезный вопрос недостаточно раскрыт.
Признаки пробуждения Кундалини и «возгорания» центров.
Неустрашимость. Невозмутимое состояние духа, бесстрашие, состояние беспрерывной медитации, отсутствие жела-
ний, удовлетворенность, духовное блаженство, покой, внутрен няя духовная сила, проницательность, сдержанность, устремление ума в одну точку, прочная уверенность в су ществовании Ишвары, посвящение, устойчивость разума, устойчивость асаны, чистота, твердое желание освободиться, милосердие, сладкий голос, специфический румянец лица и личное обаяние — вот признаки, указывающие на то. что Кундалини пробудилась и вошла в сушумну против отверстия в му- ландхара-чакре.
Чем выше восхождение в сушумне, тем больше духовных познаний и тем более заметно и ясно проявляются и выражены эти качества и признаки.
Ш.С. ШИВАНАНДА
Ученику, практикующему Йогу для целей оздоровления, не нужно читать то, что дано ниже. Для приобретения здоровья и гармонии духа не требуется пробуждать Кундалини. но для натур целеустремленных и настойчивых нижесказанное сыграет важную роль.
Пробуждение Кундалини следует рассматривать как важнейшее событие в жизни, так как именно с этого момента начинается перерождение и одухотворение личности. С пробуждением Кундалини начинается первый шаг на большом пути совершенствования. Это единственный путь. Других путей нет. Все гении и великие деятели человечества, все подвижники и святые всех времен и народов, которые достигли известности, славы и признания в .веках, шли именно этим единственным путем. Суть дела сводится лишь к тому, что одни пробудили свои силы сознательно специальными методами, а другие получили этот бесценный дар от природы при очень благоприятном стечении обстоятельств, не подозревая ничего о феномене Кундалини.
Пробуждение этой тончайшей огненной энергии никогда не совершается грому подобно и часто бывает не замечено даже знающими и ожидающими этого, хотя это не частое явление. Бывает так, что даже люди, подвинувшиеся в этой практике, не могут сказать, когда и каким образом в них открылас ь та или иная сила. Они только знают, что работали долго и упорно, и в определенный момент все изменилось.
В большинстве случаев это желаемое пробуждение рождается в муках и опасностях. Йоги верят в то время, когда на путь совершенствования будет становиться все больше и больше людей, и в этом задача будущей духовной эволюции человека, но пока это свойственно одиночкам, избранным судьбой или собственным устремлением.
Йоги также считают, что наше время способствует пробуждению центров высшего сознания, так как сейчас человеку больше чем когда-либо доступны величайшие культурные ценности, образование и материальное благосостояние, что способствует общему духовному развитию.
Все, что касается центров высшего порядка, выходит из сферы физической природы человека. Ни сами центры, ни их действие физической природой человека не наблюдаются, но результат их в итоге обнаруживается весьма существенно.
Итак, в центре муландхара сконцентрирована огненная энергия космоса, подобно тому, как в недрах земли собраны запасы топлива — концентрата солнечной энергии. Поднимая из недр земли полезные ископаемые, человечество обеспечивает себе необходимый прогресс. Так же и каждый человек в отдельности пробуждает свои «недра» и обеспечивает себе путь к высшему совершенству, сознанию, свету и истине.
Каждый раскрытый центр есть великое сокровище, великая творческая сила, с овладением которой заканчивается путь человеческий и начинается сверхчеловеческий.
Если попытаться сейчас установить срок, в течение которого произойдет раскрытие центров при общих равных условиях, то это не представится возможным. Путь каждого индивидуален и зависит от очень многих условий и, главным образом, от силы устремления и чистоты побуждения. Следовательно, этот срок может быть удлинен до бесконечности и сокращен до минимума. Можно указать лишь на возраст, начиная с которого можно пробуждать свои центры, он равен 30 годам. Раньше 30 лет центры не «просыпаются». Эта великая сила может быть достигнута лишь человеком, сформировавшимся физически и духовно, но неуравновешенному юноше, у которого не приведены в гармонию ум, воля и сердце, это не дано.
Сейчас мы изложим более-менее подробно характерные признаки, сопутствующие возгоранию центров вообще и Кундалини в частности.
Здесь начинается именно тот барьер, который способны перешагнуть лишь избранные. Это также тот барьер, на котором неуравновешенные натуры ломают себе шею. и не только себе…
Созревание центров, как уже было сказано, часто происходит незаметно, во сне. Конечно, человек чуткий, наблюдательный и внимательный к себе может заметить определенные симптомы, необычные факты, которые ранее не наблюдались. Трудность, однако, состоит в том, что признаки у разных людей проявляются по-разному и их нельзя обобщить.
Разумеется, что высшее сознание дает об этом знать в какой-то завуалированной форме в соответствии с уровнем знаний по этому предмету и образом мышления. По мере того, как Кундалини распространяет свое действие вдоль сушумны и «зажигает» лотосы, ученик испытывает ряд странных явлений и даже заболеваний. Если все это происходит во сне, то сны становятся необычными, раньше они такими не были. В сновидениях появляется цвет, вкус, запах и необыкновенные краски.
Характерным признаком, сопутствующим раскрытию центров, является упадок физических сил, так как жизненная энергия направляется на другие цели. Этот упадок сил не очень большой, но следует иметь в виду, что он сопутствует всему периоду раскрытия центров, впрочем, в большинстве случаев он не сказывается на работоспособности.
С другой стороны, пробуждающаяся огненная энергия приводит к правильному функционированию всех органов тела и особенно таких, как пищеварение, дыхание, кровообращение, исчезают симптомы старости такие, как ослабление слуха, зрения и другие. В этот период ослабление мускульной силы возмещается поднятием общей жизнеспособности.
Ш.С. Шивананда указывает также, что в момент первого пробуждения Кундалини ученик может испытывать различные опыты, которые длятся непродолжительное время. Главные из них следующие: духовное блаженство, божественное упоение, состояние обморока, сон.
Агни-Йога, сопутствующие пробуждению центров боли, называют священными и переходящими. Священными потому, что человеческий организм очищается и одухотворяется, а переходящими потому, что они возникают в самых неожиданных местах и без всякого лечения проходят. В идеальных условиях.
когда человек чист физически и духовно, такие боли не обязательны, но так как материи, по которым идет пробуждение, очень тонки и не всегда достаточно чисты и совершенны, то движение токов Кундалини сопровождается болями.
На этом ответственном этапе Учитель может подсказать, какие методы (асану, пранаяму) следует применить, чтобы боль прошла легче и быстрее. В этом сказывается еще одна особенность асан и других упражнений.
В довершение ко всему, во время возжигания центров организм становится чувствительным к несовершенствам окружающей среды, и это также причиняет определенные боли.
Наиболее часто называемый признак пробуждения Кундалини — появление жара в позвоночнике, вдоль ида и пингала, а потом он передается всему телу. Всегда в месте пробуждения Кундалини чувствуется интенсивная теплота, но когда она покидает отдельные центры, они становятся безжизненными как труп. Когда Кундалини достигает сахасрары, все тело становится холодным, и только верхушка черепа слегка теплая, потому что в этом месте происходит соединение статического и динамического аспектов сознания. Приведенные тепловые эффекты могут быть проверены другим лицом, участвующим в эксперименте, если на это будет согласие йогина.
Возвращение Кундалини вниз сопровождается появлением теплоты, жизненности и нормального состояния. Тепловой эффект, пробуждающий Кундалини, имеет двоякую природу.
Посредством искусственного приема, уже известного нам, мы соединяем прану и асану, в результате чего появляется тонкое тепло, от которого Кундалини пробуждается. Но, пробудившись, она сама генерирует тепло, которое, распространяясь, способствует «цветению» лотосов. Теперь наша задача состоит в том, чтобы, несмотря на усиливающийся жар, сохранить его. пользуясь теми же приемами. Возможны две утечки тепла: через канал уретры и анус. Первая утечка устраняется надавливанием на пах пяткой ноги, а вторая — мулабандхой. Джаландхарабандха исключает течение праны вверх. Падмасана для этих целей должна быть глубокой.
Правильно замечено, что некоторые боли называем священными. через них восходит дух, и нет другого пути. Не знаем примера, когда сознание восходило бы без болей тела.
Нужно понять, как бережно необходимо относиться к каждому явлению.
АГНИ-ЙОГА. 235
Священные боли не принадлежат ни к какому виду болезни. Такое необычное состояние может превышать все известные заболевания. Все становится так напряженно, что малейший удар может порвать натянутые струны. Как уже сказано, такое состояние углубляется неестественным положением планеты. Болезнь планеты угрожает нагнетанием сердцу. По глубокой причине издревле охраняли чуткие организмы.
Название священных болей должно было обратить внимание на сердце, прикоснувшееся к тончайшим энергиям. Такие сердца нужно беречь, они как провод высшего напряжения. Их нужно беречь в домашнем быту и во всей жизни. Если бы врачи были менее сомнительны, они стремились бы наблюдать такие редкие явления. Но, к сожалению, все особенные симптомы скорее отталкивают ленивых наблюдателей. Между тем, наряду с механизацией жизни должно происходить излучение высших энергий.
АГНИ-ЙОГА. 270
Боли бывают велики и мучительны. Когда возгорается центр легких, то невозможно двинуться без невольного крика. Приходится сидеть, не меняя положения, причем и дыхание очень затруднительно, и, конечно, все эти явления повторяются. Также мучительное и тянущее чувство горения в конечностях. Да и напряжение и шевеление в солнечном сплетении очень неприятны. Но при них очень помогает прием соды. Почки также очень чувствительны. И напряжение в головных центрах, особенно в затылке, бывает мучительно. Конечно, с течением времени все болезненные ощущения постепенно становятся все слабее. Иногда немало времени требуется, чтобы открыть тот или иной центр. Но нужна трансмутация их. кого рая еще болезненнее и полна опасности.
Из писем Е. РЕРИХ
Таким образом, высшее совершенствование без трудностей и болей не дается. Иногда боли могут быть такими, что на некоторое время выведут человека из строя обычной жизни Но не
возмущайтесь и не страшитесь этих болей. Это родовые муки, они возносят вас на высшую ступень, и в это время будьте особенно внимательны к себе и строго следуйте определенным нормам и правилам. Стоит ли обращаться за помощью по поводу этих болей?.. Но здесь кроется один существенный момент — необходимо отличать обычные заболевания от переходящих, поэтому будьте очень внимательны. Практикующие Йогу, как правило, не болеют, но пробуждение системы Кундалини может возобновить предыдущие, устаревшие заболевания.
В Агни-Йоге есть призыв: «ВРАЧ, НЕ УПУСТИ». Как важно это дня тех, кто самостоятельно перешагивают этот рубеж. Какое тонкое знание здесь необходимо, ведь болезненные симптомы проявляются тогда, когда данный орган совершенно здоров. Сколько можно поставить ложных диагнозов?..
Мы должны собирать самые малые крупицы этого опыта, которые могут очень помочь одинокому путнику на его нелегком пути.
Замечайте признаки непонятных заболеваний. Замечайте, около которых центров обозначаются знаки и боли. Может быть, болят плечи, локти или колени? Может быть, около чаши появляются три знака или происходит в гортани горение. Каждый знак показывает на действие центра. Как открытая книга написана личность человека. Над челом горит постоянный знак сущности. Можно читать его даже простым наблюдением, но люди привыкли к грубым воздействиям. Они ждут оглушительного грома и ослепительной молнии, но сами производят наибольшие действия в тишине…
Как можно лечить боли в спине, если они связаны с пробуждением Кундалини? Знающий будет лишь приветствовать и способствовать натиранием мятой. Можно ли прекратить жжение третьего глаза, если он начал работать? Не разумнее ли дать ему развиваться, защищая его от солнца? Уже давно собирали волосы на темени, чтобы сохранить этот канал. Можно ли остановить движение солнечного сплетения, если оно начало вращаться? Насилие над солнечным сплетением может кончиться поражением мозга. Также опасно пресечение работы центра чаши. Конечно, отравление опиумом прекращает движение центров, но тоща проще отрубить голову. Можно пред-
ставить, какое ощущение вызовут эти непонятные движения, если не подойти к ним путем психической энергии.
АГНИ-ЙОГА. 220
Можно прийти к ценным заключениям, сопоставляя характер людей с внешними болевыми ощущениями. Нужно энаггь, как центры влияют на окружающие органы. Почему приписывается чахотка простуде или худосочию, когда центры, лежащие вблизи легких, показывают особенность организма? Почему опухоль плечей и локтей принимают за ревматизм, когда центры оплечий показывают напряжение? Наша задача не насиловать готовыми формулами, но своевременно направлять по пути течения мирового закона.
АГНИ-ЙОГА. 330
Анализируя приведенные выдержки из учения йогов и сообщений людей, лично переживших эти состояния, мы можем сделать вывод, что даже раскрытие главных чакр может сопровождаться болями в самых неожиданных местах и не всегда в точках физического соответствия. Как важно знать эти особенности и как важно не ошибиться и не прибегнуть к лекарствам или иным воздействиям.
Йоги заявляют, что огненная пора наступает. У многих честных людей и устремленных натур центры приходят в действие, и теперь особенно важны знания в этой области.
При движении Кундалини по сущумне, кроме обычных болей в спине, бывают такие ощущения, словно стрелы проходят по телу в разных направлениях, могут опухать железы, гланды и появляться стигматы, но болевых ощущений может и не быть. Напряжение иных центров сопровождается покраснением и вздутием кожи на коленях и около локтей или в ином месте. Эти опухоли возникают незаметно и также незаметно проходят через несколько дней. Возможны головокружение, звон и шум в ушах, кровотечение из носа или усиленное выделение слюны и многие Другие признаки.
Повторяем, что все эти признаки могут проявляться индивидуально и своеобразно, но есть и нечто общее для всех, как, например, появление звезд. Они могут быть сиреневыми, фиолетовыми, синими. Они появляются при закрытых глазах, но иногда могут быть видимы и открытыми глазами. Могут быть
целые созвездия, огненные цвета. Все эти звезды находятся в движении, исчезают и появляются снова — все они благие вестники тонкого мира.
Могут быть звезды черные, что является сигналом опасности. Йоги утверждают, что это приближается темное существо или угроза здоровью. Они могут быть величиной с горошину, с небольшим светлым ободком вокруг. Избавиться от них можно, произнося имя Учителя. Могут быть звезды желтые и красные. Первые предупреждают о предосторожности, вторые — о напряжении атмосферы, можно ждать землетрясения или урагана.
Советую наблюдать, при каких действиях и мыслях являются звезды, их окраску и величину, эти указания как благость миров. Пространственный огонь как бы металлизируется, и жизнь наполняется сиянием праны. Лишь остается следить за знаками без предубеждения и замечать, к которой мысли они относятся. Конечно, они довольно обычны для психоглаза, но не следует утопать в обычности. Лишь для слабых ежедневная работа над учением скучна. Искры космоса неповторяемы. Можно дать целую главу наблюдений над звездами.
АГНИ-ЙОГА. 466
Центры могут расцветать сперва в тишине, незаметно, но явные признаки их цветения будут всегда. Поэтому найдите время посидеть в вашей приятной позе, поразмышлять, найти в себе нечто новое, послушать свою интуицию, и все открытое таким образом записать в дневник — такие записи могут очень пригодиться.
Пробуждающаяся в человеке сила благодетельна и опасна. И главная трудность состоит в том, что энергия и связанные с ней болезненные ощущения не подлежат контролю, на них невозможно влиять ни лекарствами, ни усилиями собственной воли. Они должны пройти эти родовые муки, и д ля них не существует обезболивающего средства.
На что может рассчитывать в таких случаях ученик? На помощь iypy, а если его нет? В этом случае даже Ш.С. Шивананда, сторонник традиции, советует довериться интуиции, внутреннему голосу:
«Разум, прана, дживы и Кундалини вместе движутся вверх от чакры к чакре. Таинственная сила, тайный голос будут направлять каждый его шаг. Он должен безраздельно, непоколебимо верить в мать. Она направляет садхака. Это она ведет свое дитя от чакры к чакре. Она незримо оказывает всякую помощь. Она движет его вверх, чувствуйте ее теплые объятья… Доверчиво откройте свое сердце ей… Все ваши сомнения рассеются».
Ткк много сказано о внутреннем голосе. Есть ли он в действительности? Да, такой голос есть. Научитесь только его слушать. Сперва это будет острое интуитивное прозрение, которое в редких случаях вам подскажет, как необходимо поступать в определенном случае, может быть, даже во время сновидений. Но когда-то вы услышите в себе этот таинственный голос и, может быть, в первый раз не обратите внимания. Йоги говорят, что оно идет изнутри, но вы можете его услыхать несколько со стороны, так, как будто кто-то находится очень близко и шепотом скажет одно только слово. Если вы его услышите, будете поражены, как электрическим током, от неожиданности, и ваша концентрация на этот раз рассыплется. Это будет нежный, чарующий голос, почти шепот, это голос влюбленных. Не часто он будет звучать для вас…
Счастлив тот, с кем рядом Учитель, он знает, как направить этот творящий и разрушающий процесс по единому правильному пути, чтобы избежать нежелательных явлений. Он может поддержать ученика в критический момент и вселить в него веру.. Он сделает много для облегчения страданий, а их может и не быть при правильном руководстве. Дело в том, что человеческий организм способен бороться с подобными явлениями и располагает для этого специальным органом. Как уже было сказано, пробуждение Кундалини может сопровождаться обострением бывших ранее болезней. Так что возгорание центров может пройти под видом обычной болезни и не сразу удастся узнать о начале пробуждения.
Если центры воспламенились, то их нельзя охлаждать водой. Холодное купание вредно. Опустить в воду можно только ноги или ругни. Внутренний огонь в человеке утишается не холодом, не водою, но огненной энергией сердца. Подобное лечится подобным, клин выбивается клином. Огонь можно потушить лишь огнем, иначе говоря, энергией сердца, которая выделяется при так называемом магнетизме. Током лечат возгорания; они могут вспыхнуть в самых различных центрах. Но, конечно, главная опасность около сердца, солнечного сплетения и гортани. Эти центры наиболее синтетические, могут подвергаться самым неожиданным натискам.
МИР ОГНЕННЫЙ
Явления переполнения психической энергией вызывают многие симптомы, как в конечностях, так и в горле и желудке. Сода полезна, чтобы вызвать разрежение, также и горячее молоко.
АГНИ-ЙОГА
Возгорание центров и связанное с этим расширение сосудов требуют охлаждения темени от солнечных лучей. В древности жрицы собирали волосы на темени и носили нагрудник из металла лития, покрытого воском, таяние которого показывало на недопустимость температуры.
АГНИ-ЙОГА
Если центры пришли в действие, рекомендуется покой и воздержание от раздражений. Раздражение усиливает внутренний огонь, а беспокойство и суета усиливают боли. Спокойствие душевное и физическое рекомендуются как необходимые условия.
АГНИ-ЙОГА
Можете спросить меня, какие физические приемы полезны для Агни-Йоги? Советую малую пранаяму не более 5 минут. Не нужно употреблять мяса. Фрукты, овощи, молоко, мучное, как всегда, полезны. Также изгоняются все вина, кроме лекарственного употребления. Опиум — враг Агни-Йоги. Тучи на небе тяжки для Агни-Йоги. Советую обувь отделать резиной и утром прогуливаться, избегая дыма.
АГНИ-ЙОГА
«Йог должен держать дыхательные органы в чистоте, для чего ему указаны горячее молоко с содою, валериана и мята. Йог должен содержать в чистоте желудок и кишечные каналы, для чего одобрена лакрица и александрийский лист. Йог должен содержать в чистоте легкие, для чего ему даны алоэ и умелое обращение со смолою (кедровая смола). Йог должен содержать в чистоте всепроникающую сому (выделения желез),
для чего он должен употреблять мускус. Под чистотою не разумеется здоровая крепость желез.
АГНИ-ЙОГА
Для йога вредно кузнечное дело и стирка. Прикрытие огней центров пластинками сомы иногда необходимо, иначе резкость внешних условий может воспламенить центры.
Для йога необходимо общение с праной. Для чего не следует закрывать окна, разве только при сгущении сырости. Но полезны длительные ванны или купания при тепле и без резких движений. Вообще, резкие движения нарушают движение ауры, и мы их избегаем. Ритм быстроты не нарушает связи с атмосферой, но судорожные движения как иглы ранят ауру.
АГНИ-ЙОГА
Труднее всего духу, который накопил возможности, но условиями внешней жизни не проявляется. Ближе всего пример закрытого кипящего котла под действием пространственного огня. Тогда нужно применять переменные токи охлаждения. Огонь пространства, накаляющий даже камни, имеет неразрывную связь с каналами центров, поэтому Учитель даже самому самоотверженному йогу говорит — ОСТОРОЖНОСТЬ.
АГНИ-ЙОГА
Избегайте некоторых положений тела. Согбенное положение мешает солнечному сплетению запрокинутая голова мешает центрам мозга, вытянутые вперед руки отягощают центр аорты, лежание на спине мешает центрам Кундалини, хотя возбуждает их. Определенное положение оказывает яркость света. Ясное мышление приходит, когда положение света неизменно. Пламя, возгорающее чакры, приходит вертикально, таким образом предпочитается и рекомендуется вертикальное положение позвоночника.
АГНИ-ЙОГА
На необходимость прямого позвоночника мы указывали постоянно, и теперь ясно, для чего это было необходимо. Любые наклоны в стороны будут сопровождаться болями, поэтому для пробуждения Кундалини в асане как упражнении нет необходимости гак же, как и в пранаяме, кроме, разве, малой пранаямы
и легкого ритмического дыхания. Применяются также определенные асаны, но только для того, чтобы облегчить боли в некоторых местах или перенести их в другие, безопасные места или чтобы удалить лишнюю кровь из определенных органов. Это уже специальные особенности асан, которые почти нигде не указаны.
Когда Кундалини полностью входит в сушумну, то в месте входа будет ощущаться сильная боль, как будто в этом месте вбит колышек, но это не болезнь, а специфическая боль, которая скоро проходит.
Когда Кундалини полностью поднимается вверх, происходит сердечный трепет, — это токи Кундалини достигают сердечного центра и производят сердечную дрожь. Не спешите принимать лекарства и делать кардиограмму, так как осложните процесс и задержите прогресс. При движении Кундалини вверх возможны также содрогания всего тела до пальцев ног. Содрогания могут быть такими, как от удара землетрясения.
Когда Кундалини входит в сушумну, то уменьшается выход мочи и кала. Разум становится спокойным, уравновешенным и безмятежным, исключается потеря семени и приближается совершенная Брахмачарья. При восходящем движении Кундалини вверх каждая составленная чакра становится бездеятельной. Энергии, работающие в этом центре, уносятся Кундалини, а действует только тот центр, в котором она находится в данный момент. Движение Кундалини к сахасраре не бывает медленным, равномерным, но всегда скачкообразно от одной чакры к другой или сразу через две, или сразу со скоростью молнии прямо в сахасрара, и наступает самадхи.
Восхождение Кундалини может сопровождаться различными видениями даже при раскрытых глазах. Бывают световые видения, вспышки света, подобно молнии или яркому свету драгоценных камней, множеству светлячков, летящих перед глазами. Указанные явления чаще всего бывают тогда, когда Кундалини действует в аджна-чакре. Можно видеть свет, подобно свету полумесяца или полной луны, или огненного шара, но во всех случаях они являются поощрением садхака, помощью и одобрением его действий, и по этому поводу не следует поднимать лишнего шума.
При движении Кундалини вверх в каждом лотосе открываются особые состояния экстаза, новая ступень просветления.
Кундалини может быть в нездоровом состоянии, тогда она движется неправильно и вызывает различные заболевания. В болезненном состоянии Кундалини способна поглощать холод и двигаться по самым разнообразным направлениям. К какому органу она приблизится, там возникает специфическое заболевание. То же самое происходит, когда она поглощает тепло. В перегретом состоянии она вызывает бессонницу, не сокращение количества сна, что является положительным достижением продвинувшегося садхака, а нездоровую бессонницу, которая изматывает человека. В случае лечения заболевшего от неправильного движения Кундалини она перемещается к другому и вызывает новое заболевание. Нездоровое состояние Кундалини может быть вызвано несоблюдением некоторых условий ее пробуждения, особенно питания, климата и других. Необходимо также внимательно проанализировать свою практику. Во всех случаях лечить необходимо не заболевший орган, а саму Кундалини, что и достигается практикой приведенной ниже пранаямы.
В позе падмасана вдохните через обе ноздри, задержите дыхание при помощи джаландхарабандха. сожмите мышцы живота, потом медленно выдыхайте через правую ноздрю. Упражнение повторяется таким образом в течение 5 минут, а потом выполните его в обратной последовательности. Постепенно доведите упражнение до 30 минут, а потом — до часа, то есть по полчаса на сторону.
Мы уже говорили о том, что Кундалини при своем движении вверх пронизывает 3 узла (грантхи). Этому процессу сопутствуют определенные признаки — слышны особенные звуки анахат, имеющие тонкую основу, так как они происходят не от колебания соударяемых предметов или голосовых связок.
Когда пронизана Брахма-грантхи, слышен сладкий звук колокольчиков в эфирной пустоте сердца. При пересечении Вишну-грантхи в области горла слышен звук, подобный литаврам. При пересечении Рудра-грантхи слышен звук бараба- на-мриданга в аджна. В первое время звуки бывают грубыми, но потом становятся тонкими. Здесь ум попадает в западню, он сосредоточивается на этих звуках, которые его сперва очаровывают, а потом подавляют.
В период пробуждения Кундалини необходимо всемерно экономить жизненные силы, так как они должны быть испояь- зованы для сложной внутренней работы. По этой причине ученик не должен путешествовать, много ходить и так далее. Особый смысл приобретает ограничение сексуальных излишеств.
На протяжении этой главы и, пожалуй, во всей книге мы все время говорим о предосторожностях, даже опасностях на этом необычном пути. Ученик должен знать все, прежде чем сделать очередной шаг.
Йогин воспитывает в себе не только бесстрашие, но и особое отношение к смерти. Он не боится смерти. Кто боится смерти, тот не достигнет Вершины. Но йогам свойственно и другое —это.чувство нежелательности ухода до того, пока он не оправдает принятой на себя миссии по выполнению общей или частной задачи перед обществом. Таких людей, которые достигли сверхсознания, единицы среди миллионов, и они представляют громадную ценность для будущего и, следовательно, не вправе решать сами, коща им уходить из жизни. В этой части в некоторых книгах есть замечания в адрес Норена Вивекананды, который в свои 40 лет, якобы по неизвестным причинам, ушел в Ма- хасамадхи. Не нам судить об этом. Необходимо достигнуть той степени совершенства, которой достиг он, быть в его условиях и только тогда иметь свое суждение по этому вопросу. Вивекананда был учеником великого Рама Кришны, несколько лет изучал Йогу в горных ашрамах, следовательно, он был хорошо ознакомлен с высшей техникой, и если он это сделал, то факт его ухода не следует рассматривать как оплошность и обычную смерть. Вероятно, он так решил…
Преданный ученик, выполняя указания и требования, соблюдая осторожность и доверившись воле высшего руководства, так как высшее духовное развитие должно направляться лишь высшими силами и Высшей Мудростью, будет делать шаг за шагом по однажды избранному пути. Он не будет одинок на своем пути — в нужное время, из нужных источников он получит необходимые откровения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБУЖДЕНИЯ КУНДАЛИНИ
Работа с Кундалини состоит из двух этапов — пробуждения ее и проведения по нужному пути в нужный центр. Все было бы
очень просто, если бы существовал единственный метод работы с Кундалини, но такого пути нет. Каждый подвижник имеет свой путь, отмеченный многими индивидуальными особенностями.
Мудры, пранаяма, асана, аскетизм, глубокая исследовательская работа, милость и благословение fypy, глубокая печаль, песни глубокой преданности (киртана) — каждый из перечисленных методов или их комбинации могут пробудить Кундалини. Любая исследовательская работа основана на глубоком и длительном сосредоточении ума и. кроме того, согласно философии йогов, умственное вещество (читта) находится вместе с Кундалини в муландхара, так что поиск знания затрагивает этот важный центр.
Пробуждение Кундалини милостью iypy — на это могут рассчитывать только очень совершенные ученики, iypy— великая душа, он владеет своим умом и чувствами, он познал самадхи и может заставить подняться Кундалини своего ученика, повлияв на нее лишь своей волей, своей сверхъестественной силой, своим взглядом или прикосновением.
Глубокая печаль — это полная отрешенность от окружающего мира, вызванная большим несчастьем, полный уход в себя и опять же сосредоточение. Киртана — исполняется многократно и с большим сосредоточением, приводит к той же цели, тем более, что загадочное действие музыки на человека еще до конца не раскрыто.
Как бы обобщая все приведенные пути пробуждения Кундалини, С. Вивекананда говорит следующее: «…огромная масса энергии Кундалини, накопленная силою долгого ВНУТРЕННЕГО РАЗМЫШЛЕНИЯ, действует вдоль сушумны и бьет по центрам — реакция получается страшная, значительно большая реакция сновидения или воображения, значительно более напряженная, чем реакция восприятия чувства».
Это восприятие сверхчувственное, и сознание в этом состоянии называется сверхсознательным. Это сообщение Вивека- нанды многозначительное, но для нас сейчас важно осознать, что заряд энергии Кундалини получает посредством долгого внутреннего размышления. Отсюда перебрасывается прямой мост к последующим главам Йоги.
Ткким образом, во всех случаях имеет место высокое сосредоточение ума, и каждый раз поднятие Кундалини подобно
поднятию на горную вершину, когда требуется спокойствие, решительность. знание дела, готовность к неожиданностям и опасностям. Поэтому только сильные имеют успех в Йоге.
Пробудить систему — это еще не самое главное. Дело в том, что пробудившаяся Кундалини становится очень активной, и если ее предоставить «собственной инициативе в движении», то она может уйти по линии наименьшего сопротивления и не туда. куда нам желательно. Необходимо хорошо усвоить, что до тех пор. пока Кундалини остается в центре муландхара и манипура, духовного пробуждения не будет, но могут быть отдельные сидхи.
Существуют три возможных исхода в движении Кундалини: ВНИЗ, ВВЕРХ (частично), ВВЕРХ к сахасрара. Последний вариант для нас является единственно приемлемым, и он имеет свои особенности.
Нисходящее движение Кундалини принимает очень легко, без особых усилий, самостоятельно. Это направление сопровождается сексуальной страстью, которая ведет к физическому и духовному падению. Поэтому важно не допустить этого нисходящего движения, в котором человек становится слабым и безвольным.
Частичное поднятие Кундалини означает, что не все ее тело ушло из муландхара. После пробуждения Кундалини необходимы дополнительные усилия, чтобы направить ее в нужном направлении, но если такие усилия не последуют, то, как утверждают йоги, человек встретится с великими заботами, западнями и опасностями, но, с другой стороны, если такие усилия будут предприняты и Кундалини таким образом будет полностью поднята, то такой человек спасен, он на «берегу» и приобретает озарение.
Частично поднятая Кундалини генерирует особые тепловые токи, которые доставляют много неприятностей. Сперва они идут в канал уретры и ануса, возбуждают соответствующие органы, порождая соответствующие желания (сексуальные). Если в этом случае ученик не обладает достаточным контролем ума и его чистотой, если он окажется не в состоянии изменить действие Кундалини, то он может пасть и больше не подняться. Указанные тепловые токи, проходя по воспроизводительным органам, могут повредить их нежные нервы и вызвать различные заболевания. Эти тепловые токи работают непрерывно да
же во сне. порождая специфические сновидения, но когда они достигают мозга в бодрствующем состоянии, создается неустойчивость ума. Такие люди делают поступки, не соответствую щие их мыслям, они непоследовательны, нерациональны, говорят одно, а делают другое. Эти автоматические токи (мысленные) могут определить хорошие поступки или плохие, и человек действует соответственно.
В таких случаях йоги рекомендуют плотную набедренную повязку и дальнейшую работу над Кундалини, чтобы поднять ее выше. Но возможен и другой исход — частично поднятая Кундалини дает человеку глубокую концентрацию ума, немного блаженства, частичное просветление и озарение, вдохновение в поэзии, искусстве или науке, ум становится быстрым и острым. Но не спешите шуметь и провозглашать частичные истины, необходимо идти дальше.
Сила, энергия и величина частично поднятой Кундалини различна у разных людей, все зависит от чистоты тела, ума и надей, от проявленного усилия. В общем, нужны годы практики для того чтобы провести Кундалини к сахасраре, в исключительных случаях это достигается в короткое время.
Сначала Кундалини можно довести только до некоторых пунктов, а потом последовательно выше. Тот, кто довел Кундалини до определенного пункта (центра), уже легче может его достигнуть в следующий раз, но, чтобы идти выше, потребуются дополнительные усилия.
В каждом центре испытывается новый вид блаженства и достигаются новые силы. В самых разных стадиях у Кундалини имеется тенденция возвращаться назад. 1Де нади чисты, там легко отвести ее вниз даже из сахасрара. При определенной практике йог может оставаться в сахасраре сколько пожелает.
Полное пробуждение Кундалини бывает очень редким и трудным, в громадном же большинстве случаев она поднимается частично. Если и случается полный подъем Кундалини, то лишь у врожденных совершенных йогинов, это великие души, они приходят в мир с особой миссией, они осознают свои силы с самого детства, они работают как Владыки, и прежде чем о них узнает мир, они молча уходят. Т&м. где имеется величие или необыкновенное проявление интеллекта, будьте уверены, что там имелся доступ к этой великой силе.
Некоторые особенности прохождения Кундалини по чакрам.
Когда Кундалини полностью оставляет муландхара и занимает свадхистана-чакру на длительное время, то индивидуум подвергается неистовым половым влечениям, он находится в адском огне. Чтобы ускорить ее поднятие, йоги рекомендуют следующее упражнение: в позе падмасана медленно вдыхайте через обе ноздри, подтягивайте низ живота к позвоночнику и слегка вверх, сделайте также мула-бандху. Теперь медленно и осторожно подтягивайте энергию Кундалини от самого конца полового органа к мозгу. Весь процесс поднятия прослеживайте разумом. Когда таким образом Кундалини проведена вдоль су- шумны к мозговому центру, сделайте выдох, расслабьте живот и анус. Повторяйте этот процесс вновь и вновь, без отдыха и остановок. Произносите мысленно ОМ на протяжении всего процесса. Во время проведения Кундалини по указанному пути настойчиво думайте, что вы всю ее забираете из Свадхиста- на-чакры, возвращаете в муландхара, а оттуда направляете к головному мозгу (сахасрара) вдоль сушумны. Здесь внушение и воображение играют существенную роль. Повторяйте это упражнение по 5 минут утром и вечером, постепенно увеличивая это время до 30 минут утром и вечером. Регулярная практика этого упражнения прекращает выделение семени, и оно превращается в оджас. После этого упражнения необходимо выпить стакан коровьего молока, в противном случае может быть нанесен вред системе.
Пока Кундалини не восходит выше сердечного центра и не достигает Вишудха-чакры, разум будет неустойчивым и человек будет подвергаться постоянному падению и подъему, отливу и приливу. На этом этапе садханы знание себя и знание высшей мудрости невозможно. Когда Кундалини достигает Анахата-ча- кры и останавливается там, разум привязывается к ментальному плану. Когда Кундалини занимает аджна-чакру, разум привязывается к сверхъестественным силам.
Таким образом, проанализировав все сказанное, мы можем сделать для себя такой обобщенный вывод:
а) процесс пробуждения Кундалини требует скрупулезного знания техники;
б) необходимо иметь квалифицированное руководство. Традиция требует двух руководителей. Без соблюдения указан
ных условий, равно как и других, возможны нежелательные последствия, и наиболее нежелательные из них:
1. Появление одержимости — это рассматривается как случай, когда имел место астральный выход и ваше физическое тело было занято существом другого плана.
2. Потеря инстинкта самосохранения, что приводит к нежеланию жить в настоящем воплощении.
3. Состояние полусмерти — это труп, который дышит, питается, двигается, но в физическом плане ментал не восстанавливается.
4. Скоропостижная смерть в момент прохождения Кундалини по сушумне!..
Такова, с точки зрения йогов, реальная сторона этого вопроса.
Незнание техники может привести к тому, что в самый ответственный момент ученик может оказаться на полпути в самой курьезной ситуации. Пример, взятый из книги А. Авалона, говорит сам за себя: описывается случай, когда незадачливый любитель острых ощущений пробудил Кундалини и, таким образом, быд погружен в самадхи. Его тело было холодным как труп, но верхушка головы была слегка теплой. Его массировали специальным очищающим маслом, и спустя некоторое время вся голова стала теплее, далее теплота опустилась к шее. а потом все тело приобрело свою естественную теплоту. Придя в сознание, этот человек сообщил причину своего необычного состояния. Он сказал, что проделывал различные штучки, подражая индийским йогам до тех пор, пока на него внезапно не напал «сон». Было высказано предположение, что он находился в правильной позе, в необходимых условиях, нади его были очищены, дыхание остановилось, и он невольно пробудил Кундалини, которая мгновенно взошла к своему мозговому центру, но. не зная дальнейшей техники, он не смог вернуть ее обратно.
Этот случай исключительный во всех отношениях. Кундалини имеет тенденцию опускаться вниз самостоятельно, но этого не произошло. В сахасраре она остается недолго. Ее пребывание там зависит от моральной чистоты йога, его совершенства и духовных интересов. Истинный йог невероятными усилиями старается удержать ее в сахасраре по возможности дольше, а в данном случае все произошло наоборот: нробужде-
ние было легкое, мгновенное и длительное. Не зря сказано — сколько личностей, столько Йог.
ПУТИ ДВИЖЕНИЯ КУНДАЛИНИ
ТЪлько две крайние точки для Кундалини вполне определены — это муландхара и сахасрара, а что касается самого пути, то он не единственный. Из общей схемы нам известны 6 основных надей, и разбуженная Кундалини может пройти по любой из них и даже перейти из одной в другую. Суть задачи сводится к тому, чтобы направить ее по единственному пути в сушумну. Наиболее вероятных есть 4 пути:
1. От муландхара к сахасрара через сушумну по всем чакрам последовательно — это самый длинный путь, самый могущественный (хатха-йога).
2. От муландхара по сарасвати до анахата-чакры, а отсюда переход в сушумну и далее по обычному пути (бхакти-йога).
3. От муландхара к сахасрара по сарасвати, в аджна-чакре она переходит в сушумну и далее к сахасрара. В этом случае все нижние чакры открываются автоматически (раджа-йога).
4. Прямой путь от муландхара к сахасрара по медха-нади — это самый короткий путь по времени, но самый трудный (джнани-йога).
ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПРОБУЖДЕНИЯ КУНДАЛИНИ
Каждый конкретный случай пробуждения Кундалини имеет свои особенности, поэтому единого для всех пути быть не может. По этой причине мы рассмотрим несколько из них.
Вот трактовка работы с Кундалини, данная Й. Парамахан-
сой:
«В то же время часть внимания должна быть посвящена копчику в нижнем конце позвоночника. Там следует мысленно произносить ОМ и прислушиваться к звуку, исходящему из этого центра; на полдюйма выше, в центре крестца, должно снова произносить ОМ, постепенно поднимаясь вдоль всего позвоночника, с концентрацией и произношением ОМ в каждом центре, пока не будет достигнута аджна-чакра. Затем концентрация снова опускается вдоль позвоночника и делает остановку в каждом центре, где мысленно повторяется ОМ».
Понятно, что это очень общая методика, она приемлема для совершенного йогина, уже познавшего эту технику практически.
Сейчас мы дадим более подробное изложение подъема Кундалини, предложенное европейскими йогинами, прошедшими обучение у индийских Учителей.
Исходная поза — падмасана. Примем допущение, что ученик в совершенстве овладел сосредоточением, в противном случае пробуждение и проведение Кундалини по чакрам вообще немыслимо. Четко представляем себе муландхара-чакру, настолько четко, чтобы это место физически ощущалось. Но, наверное, сперва очень трудно представить себе эту чакру во всем ее пестром разнообразии. По этой причине для начала мысленный образ чакры будет состоять из пылающего и сверкающего треугольника. Он окружен пламенем, а внутри него сверкающая как мириады солнц Кундалини-змея. свернутая в 3,5 витка. Треугольник сверкает, как расплавленное золото.
Вдох через левую ноздрю, во время вдоха повторяйте ОМ и посылайте ток праны по ида в треугольник и ударяйте им по голове свернутой змеи. На задержке повторяйте бидзку ЛАМ и каждый раз с силой ударяйте мысленным током праны по свернувшейся змее, думая о том, что вы пробуждаете ее, что она просыпается от жара, который вы как бы раздуваете своим дыханием.
После этого, не прерывая мысленного образа, откройте правую ноздрю (закрыв левую), выдыхайте воздух, одновременно повторяя ОМ, и представляйте себе, как вы выводите ток праны по пингала-нади. «Чем ярче представление, тем скорее результат», — говорит Вивекананда. Упражнение повторяется в обратной последовательности дыхания. Начинайте с четырех приемов по 15 минут и постепенно доводите количество кругов до 108, то есть 26-28 за один присест. Только при такой интенсивности занятия наступает пробуждение Кундалини. а при меньшей интенсивности вырабатывается общая выносливость в смысле преодоления голода, жажды, сна, усталости, наступает общее благотворное состояние всего организма. Тйк выглядит работа с первым чакрамом.
Следующий этап — провести Кундалини в свадхистана-ча- кру. Форма дыхания та же. удар нервного тока направляется по ида в муландхара-чакру, произносится биджа ЛАМ. поднимается Кундалини, затем нервный ток быстро переносится в свадхи- стана-чакру, где также на задержке дыхания произносится биджа БАМ несколько раз. Спустя некоторое время нервный ток опять возвращается в муландхара-чакру, произносится ее биджа и далее выдох через правую ноздрю. Упражнение повторяется в обратной последовательности. Теперь дальнейшая техника ясна, как именно необходимо строить работу последовательно со всеми чакрами, но необходимы следующие условия:
1. Задержка дыхания должна быть достаточной, чтобы успеть без особого перенапряжения провести манипуляции со всеми чакрами.
2. Весь процесс основан на мощной концентрации. Акт пробуждения Кундалини должен быть выполнен в такой обстановке, чтобы никто не мог помешать.
3. При поднятии Кундалини вверх необходимо последовательно на некоторое время задерживаться в каждой чакре при восходящем и нисходящем движениях, повторяя ее бижду многократно.
Первый вариант пробуждения Кундалини не отличается подробностью, а второй слишком напряженный, но иначе и быть не может. Дело в том, что, идя на этот шаг, уже необходима солидная предварительная практика, которая обеспечивает задержку дыхания, мощное сосредоточение, и уже имеется опыт быстро пробуждать систему и поднимать ее токи вверх. Для йогина это обычное, хотя и не совсем простое, дело: он принимает свою позу и одним усилием сосредоточенной воли ведет свою Кундалини к высшему центру.
Если мы хорошо усвоили логическую последовательность пробуждения Кундалини и ее проведения по чакрам, то на основе предыдущего занятия асан, пранаям, мудр и бандх определите для себя СВОЮ методику пробуждения Кундалини.
Взять бы, к примеру, метод пробуждения Кундалини при помощи бандх в сочетании с кумбхакой и сосредоточением. Вот как бы все это было обосновано: исходная поза — падмасана, но в такой разновидности, чтобы пятка правой ноги плотно закрывала анус, а левая нога свободно лежала на бедре правой. Руки свободно лежат на коленях. Вначале вдоха выполняется мула-бандха — этим мы исключаем утечку апаны вниз и направляем ее вверх. Пятка оказывает возбуждающее действие в области муландхара. В начале задержки выполняется джаланд- харабандха, исключающая утечку апаны вверх и направля ющая ее вниз. Когда эти два импульса встречаются, то возникают вибрации (йоги говорят — тепло), которые будят Кундалини. Здесь же возможно появление звуков нада, связывающих ум. Далее, сжатием мышц живота (уддияна-бандха) направляем импульс праны в муландхара и отверстие сушумны. Выдох, когда настанет его время, выполняется полным движением уддияны. Когда вы «увидели», что ваша Кундалини «встала», ведите ее дальше от центра к центру уже известным методом.
Одна и та же методика работы с Кундалини не может быть общей для всех, так как все люди отличаются друг от друга своими ментальными и физическими задатками и; как утверждают йоги, своей деятельностью в прошлых воплощениях. Мы не можем знать заранее своих индивидуальных особенностей, но в дальнейшей практике они могут «просматриваться» особым интуитивным чутьем.
Совершенный Учитель «видит», на какой стадии духовной эволюции находится его ученик, и определяет ему наиболее короткий путь, из всей обширной техники он даст-ему только то. что нужно в данный момент. И такой ученик руководствуется наставлениями ОДНОГО Учителя, имеет ОДНУ мантру, ОДИН метод, строго следует ОДНОМУ пути и может рассчитывать достигнуть успеха за ОДНУ жизнь.
Но одинокому путнику не дано всего этого, хотя и он может рассчитывать на тот же успех. Сильных и устремленных натур не смущает даже то, что в силу непредвиденных обстоятельств они не смогут достигнуть окончательного успеха, но они знают, что однажды зажженный огонь Кундалини продолжает работать во всех последующих воплощениях.
Некоторые люди обладают силами, которые обычно называют сверхъестественными. Здесь возникает вопрос: «Прошли ли они через определенную стадию Йоги?» На этот счет Вивекананда говорит следующее:
«Когда бы и где бы ни проявилось то, что обычно называют сверхъестественной силой, всегда имеет место хотя бы незначительный контроль над течением Кундалини, которая прокладывает себе путь через сушумну. Только в большинстве случаев на сверхъестественные силы люди наталкиваются случайно…».
Общие замечания. В последовательной цепочке чакр наиболее важной является манипура, так как она соединяет физи
ческое тело с астральным, поэтому эту чакру, или, точнее, ее физическое соответствие — солнечное сплетение, необходимо постоянно упражнять, и для этой цели есть упражнение уддияна.
Непосредственным признаком того, что манипура-чакра пробуждается, является появление внутренней гармонии, интуитивное понимание скрытого смысла вещей, испарина, тепло, разливающееся по всему телу вслед за толчком в солнечное сплетение. Эта теплота может сопровождаться особыми вибрациями, напоминающими электрический ток. Ощущается чувство легкости и пустоты в теле. Но самый существенный признак — появление звона в ушах, к этому звуку необходимо прислушиваться, а для этого необходимо изолировать себя от окружающего мира посредством йони-мудры.
При пробуждении ананхата-чакры в сердце появляется легкая боль и приятная отрада спокойствия. Далее Кундалини приходит в аджна-чакру, которая к этому времени уже подготовлена практикой предварительного сосредоточения, о чем мы будем говорить дальше. Кундалини в аджна-чакре видна в виде колыхающегося пламени, как будто зажженного перед глазами. С этого мгновения наступает наиболее ответственный й многозначительный момент—движение Кундалини по «царскому пути» от гипофиза к шишковатой железе, всего лишь несколько миллиметров, которые стоили садхаку многих и многих лет упорнейшего труда.
Осеранда указывает, что в этот момент Кундалини шествует через отверстие на уровне глаз, но это отверстие не на лице, а над небом, и не физическое оно, а тонкоматериальное.
Наилучшее время пробуждения Кундалини.
На страницах этой книги есть выдержка из комментариев к «Анандалахари» (Солнце и Луна постоянно движутся…). Отсюда А. Авалон делает очень важный вывод, что поднятие Кундалини необходимо делать только в лунные две недели.
* * *
Много советов, требований и указаний приведены в настоящей книге и особенно к главе о Кундалини. Уясните одно: у кого Кундалини пробудилась, тот сам себе учитель, ибо его сознание становится открытой книгой…
ОЧИЩЕНИЕ
Однако, если подумать, как много времени, денег и страданий может быть сохранено и насколько более эффективной, полезной и счастливой мы можем сделать нашу жизнь, будучи здоровыми, всякие возражения против йоговской практической гигиены такие, как жертва времени, неудобства и тому подобное, становятся смешными.
ШРИ ЙОГЕНДРА — президент института Йоги
Существуют два вида очищения: тонкое (очищение надей) и грубое — внутреннее и внешнее очищение тела. Пранаяма в основе своей способствует очищению надей. В этом отношении основной очищающей пранаямой является сахита в средней степени трудности со специальной символикой и мантрами. Характерные признаки — дрожание позвоночника и испарина — говорят о том, что нади очищены. Ориентировочный срок — 3 месяца.
Физическое очищение тела начинается с первых занятий в упражнениях йогов. Исключительная полезность и ценность гигиенических процедур йогов, иногда превосходящая наши современные знания в этом вопросе, раскрылась тогда, когда их методы были поставлены на научную проверку.
Отбросив все наносное, не свойственное Йоге, мы убеждаемся, что это древнее учение является ценным даже для будущего мира. Удивляет, насколько это всесторонний и богатый в практическом отношении народный опыт, применение которого может не только обогатить человеческую жизнь, но сделать ее содержательнее и плодотворнее.
Как может тот. кто не знает самого себя, своего тела, ухода за ним и разных физиологических способностей и возможностей его. надеяться достигнуть успеха в искусстве йогов.
ГХЕРАНДА
Гигиеническая наука йогов очень разносторонняя. Все их процедуры основаны на глубоком знании человеческого тела и исключительно важны для здоровья и долголетия. Они дают возможность вести борьбу с процессами аутоинтоксикации, которые имеют место в организме вследствие процесса гниения. Тщательная внутренняя и внешняя чистоплотность, содержание каждого органа в совершенном и здоровом состоянии обеспечивают успех в физическом и духовном совершенствовании. Поэтому первейшая обязанность начинающего йогина должна состоять в овладении искусством ухода за своим телом, чистота которого обеспечивает чистоту его разума и души. Йоги говорят, что быть здоровым так же легко, как и больным — все зави1 сит от человека.
Гигиена для йогина не есть самоцель или культ — это быстрее всего культ Кундалини, которая избрала своим убежищем его тело. Это ее дом, поэтому нужды человеческого тела есть нужды Кундалини. Когда человек здоров и радуется жизни, то и Кундалини в таком же состоянии. Почитая Кундалини. йогин почитает ее дом. Кундалини желает такого тела, которое было бы крепким, здоровым и долгоживущим.
Властелин своего тела — йогин властелин своей жизни и смерти. Он живет столько, сколько желает жить. Его смерть — добровольная смерть, когда он делает великий жест растворения, тоща он величественно уходит из этой жизни.
Но победить бога смерти нелегко, в этой борьбе можно самому оказаться побежденным. Поэтому дисциплина истинного йогина как в гигиене, так и в других отношениях очень трудная. Помимо всего прочего, условия современной жизни являются большим препятствием на пути йогина.
Удивительные вещи — современный человек напичкан болезнями всех разновидностей, однако не уделяет никакого внимания своему телу, физическому совершенствованию и практической гигиене. По этой причине мы советуем отнестись внимательно к тому, что советует восточный опыт, отбросив тщеславие, ученость и предубеждения, и признать, что нет более ценного наследия, чем учение йогов. В свое время был отрицаем гипноз, народный опыт лечения травами не признавался, существовало презрительное отношение к иглоукалыванию, а лечение некоторых недугов наложением рук еще и сейчас считается шарлатанством, но все это в той или иной степени преломляется через Йогу.
Разве есть еще такое учение, кроме Йоги, где бы так полно и гармонично были сбалансированы все стороны человеческого бытия — физическое совершенствование, умственная чистота, духовность, мораль и нравственность. Если сейчас встречаются добровольные последователи учения йогов, которые причиняют себе вред, то в этом виноваты не они и не Йога, а отсутствие детально разработанной методики.
Замечательно то, что многие гигиенические требования, сформулированные тысячи лет назад, мы сейчас открываем для себя заново и удивляемся их полноте, где уже нечего добавить. Можно сказать, что в некоторых отношениях методы гигиены йогов превосходят наши, особенно в части физио-пси- хологического внутреннего очищения органов пищеварения и дыхания.
Йогин знает, что любое недомогание нарушает проявление жизненного ритма и мешает дальнейшему совершенствованию, поэтому он не жалеет сил и энергии для выполнения «обрядов гигиены».
Как ни странно, но именно отступники от Йоги, всякого рода фокусники и шарлатаны (впрочем, послужившие распространению Йоги), когда к ним обращались за обучением и наставлениями, то они начинали посвящение в свои секреты с того, что рассказывали для начала, как нужно пить, есть, мыться, дышать и так далее. Йогин убежден, что хорошее здоровье есть право человека со дня его рождения и только из-за незнания элементарных правил гигиены это право.не используется.
Очистительные процедуры йогов разнообразны, они охватывают все органы, но наибольшее внимание придается уходу за кожей всего тела по известной уже нам причине, что кожа — вторые легкие, незаменимые в большой пранаяме.
Основа очистительных действий йогов состоит из так называемых LLIAT КАРМ, то есть шести важнейших процедур: ДХАУТИ, БАСТИ, НЕТГИ, ТРАТАКА, НАУЛИ. КАПАЛАБХАТИ.
ДХАУТИ (ОМОВБНИЕ)