ДИЕТА ЙОГИНА

От начала занятий и вплоть до полного овладения ими йог должен быть умеренным в еде и воздержанным, в противном случае, как бы он ни был мудр, он не сможет достигнуть успеха.
ШИВА-САМХИТА
Правильное питание во всех случаях жизни является важнейшим условием здорового существования, а что касается Йоги. то здесь диете придается исключительное значение. Нельзя сказать, что диета йогина выставляет какие-то непостижимые требования. Йоги требуют питания умеренного и без излишеств, сбалансированного и природного.
Йоги различают два аппетита. Аппетит здоровый, определяемый потребностями организма для восстановления запаса энергии и «строительного» материала организма, — это утоление чувства голода и аппетит современного избалованного изобилием человека, который хочет есть всегда, когда видит вкусно приготовленную пищу. В данном случае еда определяется не чувством голода, а потребностью получить удовольствие от изысканного, но пустого блюда. Дело дошло до того, что люди разучились готовить здоровую питательную пищу, но зато выдают много кулинарных изобретений, в которых уже мало остается необходимого для организма.
Наши предки трудом и потом добывали свою еду, свой хлеб насущный, поэтому они смаковали пишу, наслаждаясь ее естественным вкусом. Цивилизованный человек в погоне за вкусом потерял свой естественный аппетит и вкус. Мы не знаем вкуса кристально чистой родниковой воды, но утоляем жажду различными напитками, заправленными искусственными эссенциями. Нет предела обжорству, в полном смысле этого слова, пища из средства восстановления превратилась в средство разрушения организма.
Здоровое чувство естественного голода свойственно детям, но мы их настолько пичкаем различными кондитерскими излишествами, что они невольно становятся маленькими обжора ми, а мы радуемся этому. Воистину, любовь превращается но зло, когда мы видим этих чад растолстевшими, в очках и беззубыми.
Акселерация — признак нарушения какого-то тонкого природного механизма. Акселераты не будут здоровыми, им не обеспечено долголетие. Сколько их сейчас бродит по улицам, изуродованных чрезмерной полнотой, ненормальным ростом или слабой конституцией.
Йоги убеждают нас, что правильное питание не только предотвращает болезни, но и излечивает их, обеспечивая долголетие. «Человек есть то, что он ест», — говорят они. «Ешьте на здоровье, пейте на здоровье», — говорим мы и вливаем в себя алкоголь, дополняя его огромным количеством высококалорийной пищи. Мы можем даже вырвать, чтобы освободить желудок для новой порции еды и питья. Нам нужен холодильник, но, злоупотребляя переохлажденной пищей и напитками, мы разрушаем свои зубы, воспаляем слизистые оболочки рта, гортани, желудка, серьезно страдают печень и желчный пузырь, изменяется кислотность, расстраивается поджелудочная железа. ГЬрячая пища также вредна.
Может ли человек восстановить в себе естественное чувство аппетита и употреблять в пищу меньшее количество еды, и только самое необходимое для восстановления, но не для накопления? Конечно, здесь требуется определенное усилие. Дайте отдых своей пищеварительной системе, поголодав один день в неделю, и пейте только чистую воду. Привыкнув к этому, вы сможете голодать 3 полных дня в месяц. Нет никакого вреда в трехдневном голодании, а только польза. Йоги рекомендуют 5 дней для хорошего очищения всего организма. Здесь важно одно — при выходе из голодания, даже однодневного, примите пищи немного меньше чем обычно,- и ваш пищеварительный тракт постепенно привыкнет к умеренному питанию, отсюда и начинается возвращение к естественному аппетиту. Животное во время болезни отказывается от еды, но человека мы заставляем нарушать этот природный инстинкт.
Каковы взгляды йогов на питание? Они считают, что диета имеет теснейшую связь с умом, который «образуется» из тонкой части ее. От чистой пищи человек становится чистым не только физически, но и в своей духовной сущности. Для йогина пища — источник праны и средство для проявления своего истинного «Я*. Грешник, кто живет, чтобы есть, и благо тому, кто ест, чтобы жить. Пища играет существенную роль в медитации. Взгляды йогов на питание должен знать каждый, кто хочет сохранить физическое и духовное здоровье и идти дальше по их пути.
Все продукты йоги разделяют на три группы:
САТВИЧЕСКАЯ пища — увеличивает энергию, силу, здоровье. приносит радость. Это пища, которая здорова, сытна, не резка. Сюда отнесены: молоко и все молочные продукты, сладкие фрукты, орехи, виноград, гранат, картофель, капуста, шпинат, помидоры, огурцы, пшеница, рис, овес, перловая (ячневая) крупа, бобы, зеленые стручковые плоды, мед и другие.
РАДЖАСТИЧЕСКАЯ пища — горькая, кислая, горячая, наперченная и продукты: рыба, мясо, яйца, соль, перец, горчица, чай, кофе, сахар рафинированный, всякие рафинированные продукты, пряности и другие.
ТАМАСИЧЕСКАЯ пища — безвкусная, нечистая, несвежая, дурно пахнущая и продукты: говядина, свинина, вино, повторно приготовленная пища, многократно охлажденная и разогретая.
Такое разделение продуктов не случайно, оно определяет характер человека. Есть три гуны, или качества ума: сатва-че- ловек — уравновешенный, спокойный, добрый; раджас-чело- век — возбужденный, имеет недобрые мысли, обманчив: тамас-человек — глупый, тупой.
СОВЕТЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ПИТАНИЮ
1. Начиная путь в Йогу, исключите автоматизм в приеме пищи. Это серьезный акт, дающий не только энергию, но и нечто большее — прану. Пища должна приниматься осмысленно, с четким внушением поглощения праны.
2. Вы все больше и больше будете избегать блюд с различными кулинарными .усовершенствованиями, необыкновенно вкусных и с чудным ароматом. Не думайте, что простая пища без соли и специй не имеет вкуса. Просто вы потеряли естественный аромат и вкус, обретайте его вновь. Однажды вы почувствуете, сколь вкусны и ароматны дары природы, просто приготовленные. Потом вы еще убедитесь, что они могут вам дать не что большее, чем только энергию.
3. Желудок не имеет зубов, ими снабжен рот. Хорошо разжеванная пища, смешанная со слюной, легко усваивается и только в таком случае из пищи можно получить прану. Жевание пищи укрепляет десна и зубы, а хорошие зубы способны обеспечить требуемую обработку пищи.
Процесс жевания должен быть сознательным и сопровождаться особым представлением, что из данной пищи вы получаете силу, энергию, жизненность. Говорят, что имели место случаи, когда подобными представлениями люди излечивались от различных заболеваний желудка.
4. Вот основные правила диеты йогов:
а) побольше пищи в сыром и кулинарно не обработанном виде:
б) качественно и количественно пища должна соответствовать возрасту и занятиям человека;
в) умение сочетать продукты, в противном случае образуется «викар», способный привести к заболеваниям.
5. Йоги, хотя и отрицают мясо, но не являются догматиками в выборе пищи. Полный отказ от мясной пищи требуется при высшем духовном совершенствовании. Полный отказ от мяса, как и другие резкие перемены в питании волевым решением, вреден. Диету необходимо менять медленно и лучше всего вносить изменения в состав пищи после дозированного голодания. Сведите употребление мяса до крайнего минимума, прежде чем вы от него откажетесь совсем. Ешьте мяса меньше летом, в этот период энергетические затраты организма меньше. Разнообразьте свою еду овощами и зеленью. В районах с жарким климатом без мяса можно вообще обходиться.
Человек в различные периоды своей эволюции был то вегетарианцем, то мясоедом. Поэтому такие перемены не могли не закодироваться на генетическом уровне наследственности. Вероятней всего, что ледниковый период положил начало мясоед- ству. Поэтому будьте осторожны в своих решениях в отношении изменений в диете. Одно предельно ясно, что чрезмерное употребление мяса вредно во всех отношениях. Руководствуйтесь в этом вопросе логикой и внутренним голосом. При дли гельной практике и работе над собой вы однажды можете почувство
вать, что можете обходиться без мяса. — это и есть сигнал к тому, что от этого вида еды можно отказываться. Не лишайте себя мясной пищи лишь только потому, что этого требует традиция. Только этого еще недостаточно, необходимо еще внутреннее побуждение, а оно приходит только на высоких уровнях практики. К этому вопросу мы еще вернемся. Вот еще мнение по этому поводу РАМАКРИШНЫ:
«Это зависит от духовного состояния. На пути жизни та или иная пища не может приносить вреда. Когда жнани ест, он приносит эту пищу на огонь Кундалини как жертву, но для бхакта это иначе. Бхакта должен есть только чистую пищу… Поэтому мясо животных не годится для пищи бхакта. Но в то же время я должен сказать, что если человек любит Бога и ест при этом мясо, то он будет благословен, и несчастен тот, кто питается молоком и рисом, но ум которого поглощен чувственностью и золотом».
6. Чеснок и лук в одних случаях рекомендуется, а в других отнесен к тамасической пище. Эти продукты полезны как мощное профилактическое средство, но при работе на высших уровнях они вредны, так как возбуждают ум и считаются хуже мяса. При употреблении лука и чеснока почти невозможно иметь хорошую концентрацию ума. Но, согласно учениям Индии и Тибета, чеснок и лук предохраняют от заболевания раком.
7. Соль. Сахар. Эти два вещества в последнее время называют белыми врагами человека. Соли вполне достаточно в тех продуктах, которые нам дает природа, и если мы ее добавляем в пищу, то исключительно из-за нездорового вкуса. В летнее время, когда очень много свежих овощей и фруктов, соль и сахар вообще можно исключить из своего рациона.
Современный человек употребляет соли в 100-200 раз больше, чем его первобытный предок, ясно, что это неблагоприятно сказывается на здоровье. Сахар — сатвический продукт, но рафинированный сахар вреден. Неочищенный сахар, принятый в норме, необходим, но в больших количествах — вреден и приводит к полноте, к нарушениям в сердечно-сосудистой системе. Съедайте сахара столько, сколько сможете его сжечь своей подвижностью.
8. Чистота в пище. Об этом говорить много не приходится. Чистая пища не только предохраняет от болезней, но и способ-
ствует внутреннему очищению. Удалить из пищевода нечистоты труднее, чем принять их в себя.
9. МИТАХАРА. Это применение благотворной сатвической пищи. Наполняйте желудок наполовину. Оставшуюся часть еще наполовину наполните водой, и пусть 1/4 остается для газов и свободы дыхания.
10. Пищу нужно принимать с приятным чувством и хорошим расположением духа. В противном случае пища не только плохо усваивается, но в человеке еще утверждаются нехорошие качества. Не садитесь за стол, пока не снимете с себя физическое и духовное напряжение. Не принимайте пищу в состоянии эмоционального возбуждения, ибо чувство злобы и другие будут укрепляться в вашем характере. Стремитесь к хорошей обстановке — красивый стол, свежий воздух, спокойствие способствуют аппетиту. Разговоры за столом — это не только признак бескультурья, йоги усматривают в этом одну из причин ненормальной функции желез и выделения излишка кислот, что приводит к изжоге и язвенным болезням.
11. Влияние пищи на психику. Интеллектуальным работникам йоги рекомендуют сатвическую пишу, мотивируя это тем, что такое питание обеспечивает внутреннюю чистоту, искореняет мелочность и раздражительность. Питаясь таким способом, люди обретают способность все делать умно, спокойно, а характер не подвергается плохому настроению.
Ткмасические продукты, особенно мясо (тем более если оно старое), если они систематически входят в меню в течение продолжительного времени, делают людей инертными, слабомыслящими, ленивыми и легковозбудимыми, даже способными на преступления.
У людей, злоупотребляющих раждастической и тамасичес- кой пищей, снижаются функции мышления, они лишаются высоких идеалов в жизни и если занимают высокие посты, то не в состоянии обеспечить подлинного руководства. Криминалисты утверждают, что преступники все ярые мясоеды. Едва ли есть люди, которые питались бы мясом волка или тигра. Наши далекие предки — обезьяны были вегетарианцами.
12. МОЛОКО. В старинных индийских текстах особо выделяются молоко и пшеница. В Индии корова — священное животное. Молоко есть самый сбалансированный продукт, созданный природой, в котором есть весь набор таблицы Менделеева. вплоть до радиоактивных элементов. Стакан теплого молока, принятый перед сном, сделает ваш сон крепким, особенно во второй его половине. Молоко не следует кипятить, его необходимо только подводить к той степени нагрева, когда оно уже должно закипеть, и снять с огня. В кипяченом молоке белок видоизменяется, и оно становится плохоусвояемым. Молоко лучше пить без хлеба, так как оно сворачивается под действием желудочного сока, захватывает комочки хлеба и уносит его дальше, где он плохо усваивается или подвергается гниению. так как в желудке не было достаточной обработки соками.
Дети, приученные пить на ночь теплое молоко, редко болеют простудными заболеваниями, спокойно спят, лучше развиваются физически и умственно.
В конце обеда пей кислое молоко. В конце дня — теплое.
ЙОГАСУТРА
13. ГРИБЫ. В Индии почти нет грибов, и на этот счет советы йогов не встречаются, но сейчас они причислены к сат- вической пище при условии правильного приготовления и сбора. Настоящие грибы и соя — это растительное мясо.
Бобовые — лучший продукт в рационе йогина, но ценность возрастает, если их предварительно замочить и немного прорастить, в таком виде они не требуют обработки.
14. ХЛЕБ. Йоги — сторонники натуральной пищи и, если это возможно, принимают ее без кулинарной обработки, особенно теплом.
С этой точки зрения они придают особое значение пшеничному зерну, особенно проращенному. Что касается нашего обычного хлеба, то наиболее полезным является хлеб, приготовленный из грубых сортов муки (черный), он содержит больше питательных веществ, чем белые сорта. Йоги предпочитают хлеб пресный, приготовленный из пшеничной муки без закваски, тесто разделывается на небольшие кусочки и потом выпекается.
15. ЧАРУ. Это излюбленное блюдо йогов, рекомендуется особо тем, кто занимается пранаямой. Чару — вареная смесь риса, молока, сахара и топленого масла. Есть еще ХАЛУА — пшеница, жаренная в масле, а затем сваренная на молоке. АМ- РУТ — напиток Богов, приготовленный из молока, простокваши, топленого ма’сла, меда и сахара.
16. Избегайте жареного, такая пища раздражает желудок Не переедайте, ибо усваивается только то, что необходимо, а ос тальное перегружает и засоряет пищеварительную систему.
17. Не выливайте воду, в которой варили овощи, в ней содержится много очень необходимых минеральных солей. Мойте хорошо овощи и варите их неочищенными, так как многие по
• лезные компоненты находятся в кожуре, и овощ, приготовленный в кожуре, более полноценный.
18. Изучайте травы и пейте их соки и отвары. Ваша пища должна быть разнообразной в течение дня и более-менее однообразной на один прием. Наличие противоположных, плохо сочетаемых продуктов затрудняет работу желудка. Пища долж на быть сбалансирована. Не принимайте много крахмальных блюд за один прием, не принимайте еды между приемами пищи.
19. Не ешьте в картофеле середину, отмеченную кольцом, если вы расположены к полноте.
Овощи — желаемый продукт йогов, но. если есть возможность, они предпочитают те, которые растут на солнце, но не в земле. Если можно, употребляйте овощи, выращенные в естественных условиях, а не парниковые.
Капуста — самый ценный овощ, ешьте ее сырой. Кислую капусту лучше есть с яблоками.
20. Если вы склонны к простудам (особенно это касается детей), сократите употребление кислых продуктов, даже кисломолочных.
21. Последняя трапеза должна быть перед закатом, за несколько часов до сна и состоять из молока или соков.
22. О ВОДЕ. Йоги воде придают исключительно важное значение. Вода — материальная основа нашего тела, и ее необходимо постоянно пополнять. Пейте чистую воду, но не заменяйте ее соками, соки — это еда. Недостача воды приводит к нарушению процесса очищения и обновления, поэтому регулярное питье воды является одним из условий сохранения здоровья. Йоги рекомендуют 12-15 стаканов в сутки, но это потребность для жаркого климата Индии. Воду необходимо пить не залпом, а небольшими глотками, задерживая ее во рту и помня, что с водой мы поглощаем прану. Для индуса характерен «дежурный» стакан воды на любом рабочем месте. Йоги дают совет, как поднять уровень праны в кипяченой воде, для
этого ее необходимо несколько раз перелить из одной посуды в другую.
Вы можете не верить в существование праны, но ее благотворное действие на вас все равно скажется, но доподлинно известно, что если разум ее признает, то создается особая восприимчивость. Йоги считают, что только родниковая вода содержит необходимое количество праны, но вода, хранимая в емкостях, кипяченая, водопроводная, лишены праны частично или полностью. Эту недостачу легко можно восполнить многократным переливанием длинной струей из одной посуды в другую (аэрация).
Даже в вашей ванной несколько раз зачерпните воду кастрюлей и слейте снова для этой же цели. Для индуса, а тем более для йога, вода является великим лекарством, сработанным самой природой. Он верит в ее целебную силу, видит в ней своего друга и помощника.
Пейте_воду умеренно и часто, и вы избежите запоров, засорения пищеварительного тракта, малокровия, нарушения функций различных желез. Скоро вы заметите, что выпить стакан воды доставляет вам удовольствие.
ГЪрячая вода йогами не употребляется, но пить ее периодически для профилактики желательно, так как она очищает желудок и пищеварительную систему и улучшает их работу. Перед питьем горячей воды не забудьте поднять в ней уровень праны аэрацией.
Об общем омовении уже было сказано, необходимо только дополнить, что сразу после ванны нельзя выполнять упражнения так же, как и принимать пищу, пока не восстановится нормальное кровообращение.
Вода — это загадочный и многоликий минерал. Много сказано о чудодействии талой воды, много загадочного в магнитной воде, еще больше не изучено. Пейте воду не во время приема пищи, а между приемами. Принятая вода до еды улучшает перистальтику. Оставляйте воду на ночь в серебряной посуде. Выпейте стакан воды через полчаса после еды. Йоги придают особое значение воде, выпитой утром натощак, — эта вода идет на очищение и возбуждает перистальтику, которая во время ночи достигла своего минимума.
С точки зрения йогов, каждый человек, где бы он ни работал, должен один раз в сутки производить полное внешнее омо
вение. После водной процедуры очень полезно растереть тело руками, пока оно влажное. Полотенце должно быть жестким, чтобы счищались огрубевшие частицы кожи.
Во время закаливания, если позволяют условия, окатите себя холодной водой, разотрите тело руками и не вытирайтесь — пусть тело само высохнет от собственного тепла. Можно и по- другому: после холодного обливания вытритесь жестким полотенцем до покраснения кожи, а затем разотрите кожу мокрыми руками, и пусть тело высыхает на воздухе. Скоро наступит очень приятное ощущение. Людям, которые много ходят или работают стоя, рекомендуется теплая ножная ванна перед сном — это снимет усталость, и сон будет крепким.
Кто начинает Йогу без диеты, навлекает только разные заболевания на себя и остается без успеха … Тот человек, кто наполнен сатва, может стать йогином. С другой стороны, однако, если человек не обладает такими свойствами, а является страстным, раздражительным или ленивым, тупым, то едва ли ему одна только строжайшая вегетарианская диета поможет приобрести сатву.
ГХЕРАНДА
Не стоит считать, что диета йога очень строгая. При разумном подходе вы найдете, что требуемые ограничения легкопереносимы, и организм ваш станет крепче и здоровее. В дальнейшем вы также убедитесь, что стали выносливее, и ежедневное количество пищи, необходимое для поддержания тела, будет уменьшаться и, наконец, станет очень ограниченным, без вреда для вашего физического состояния, но с великой пользой для вашего духовного роста.
МАНТРА. ОМ (АУМ, АОУМ)
Аум есть молитва. Это древнейшее священное сочетание понятий, которые созвучны с музыкой сфер, которые приводят организм произносящего эту молитву в гармоническое звучание с вибрациями Высшего Мира и способствуют притоку в него психической энергии.
В созвучии АУМ триединое сочетание высших понятий, в котором А есть МЫСЛЬ — ОСНОВА, У есть СВЕТ— НАЧАЛО и М есть ТАЙНА — СОКРОВЕННОЕ.
Ш.С. ВИВЕКАНАНДА
Нам, людям Запада, очень трудно уяснить смысл слова ОМ. Для большей ясности попробуем подойти к этому понятию с разных сторон. Мантра-йога — это отдельная наука или, точнее, ответвление Йоги вообще. «МАН» — корень слова «думать», «мыслить».
Мантра — это повторение или пение особенных словосочетаний или слогов. Из всех мантр ОМ есть наивысшая и общая для всех мантр. Это символ ПАРАБРАХМАНА. Произношение ОМ есть ДЖАЛА
Особый подбор слов, глубокое содержание, сильное сосредоточение на смысле способны оказывать особое влияние на человека, на его нервную систему, на железы внутренней секреции. Произношение мантры производится легко, спокойно, на полном дыхании. Пение и музыка имеют какую-то прямую скрытую связь с мантрой. Музыка и пение сопутствуют человеку в течение всей его истории. Есть попытки лечить некоторые болезни при помощи музыки. Все это наводит на мысль, что звук имеет более глубокую сущность, чем это мы себе представляем обычно. Для йогов действие звука на психику и физическое состояние было известно давно. Вот некоторые звукосоче тания и сфера их действия: И-И-И — горло; Э-Э-Э железы, мозг, глотка, гортань; А-А-А — верхние доли легких; 0-0-0 — средняя часть груди; О-О-И-И — сердце.
Чтобы получить указанное действие, звук должен быть ровным и одинаковой высоты. Повторите эти упражнения по 3-4 раза в день, и вы почувствуете, что их действие очень существенно. Это еще раз подтверждает, что звук способен оказывать на нас определенное действие, но это еще не раскрывает внутреннюю сущность мантры, мантра есть нечто большее.
Бывает, что в мантре заложена суть желаемого результата, поэтому в мантре есть доля самовнушения, но мантра в результате многократных повторений приводит в действие особые внутренние силы.
В основе мантры ОМ лежит ритмическое повторение этого звука, но не просто автоматически, а со смыслом и глубоким значением знания этого звука. Если вдуматься в смысл последнего вывода, то складывается такое мнение, что ОМ должен иметь какой-то особенный смысл или содержание, очень обширный и до конца не определенный, иначе как можно было бы в течение длительного времени повторять этот звук бесчисленное число раз. Звуки санскритского алфавита не имеют прямой аналогии в других языках, поэтому ОМ должен произноситься АУМ или даже АОУМ. Так что же такое ОМ?
ОМ — это все. Он не имеет однозначного определения или законченного значения. Наш ум привычен к конкретным кате- гориям и определениям, а в ОМ этого нет — Отсюда главная трудность.
ОМ есть символ власти. Это священный символ Брахмана или Бога. Все слова и звуки вышли из ОМ. Весь мир вышел из ОМ. Вначале было слово. Это слово было ОМ. ОМ — опора всего. ОМ — бесконечность, вечность, бессмертие. ОМ — тайна тайн. Это источник всех сил. В ОМ существует мир, в ОМ он разрушается, в ОМ он исчезает.
Ш.С. ШИВАНАНДА
Естественно, что после этого определения смысл ОМ стал еще больше непонятным.
ОМ есть самое священное из всех священных слов, этим словом создана Вселенная и оно является матерью всех имен и форм. Для создания Вселенной и приведения хаотического состояния материи в проявленную форму необходимы два фактора — имя и форма. Так как вся Вселенная построена по одному и тому же плану, то все, что существует во Вселенной, имеет имя и форму. Имя или идея есть внутренняя сущность, а форма есть видимая внешность. Объединяющий их смысл есть ОМ.
Ш.С. ВИВЕКАНАНДА
ОМ есть символ высших энергий. Психическая энергия — есть высшая энергия. Таким образом, ОМ сочетает высшую человеческую энергию с высшей космической энергией.
Если бы у нас была возможность спросить смысл у разных йогинов, то все они дали бы разные понятия этому звуку, настолько всеобъемлющий характер этого звука.
1. Буква А—символ сознательного, бодрствующего состояния; буква У—состояние грез, сна; буква М — состояние сна без сновидений, а весь символ означает четвертое состояние САМАДХИ.
2. Буквы А.У.М. символизируют соответствующую речь, ум и дыхание жизни, а весь символ означает жизненный дух, являющийся частью божественного духа.
3. Т]ри буквы — трехмерное пространство, а весь символ — Божественность, которая вне измерений, образов и форм.
4. Эти буквы означают отсутствие желания, страха и гнева, но весь символ означает совершенного человека, мудрость которого покоится на Божественном.
5. Они представляют три рода — мужской, женский и средний, в то время весь символ олицетворяет все создания Вселенной с Создателем.
6. Они порознь — три гуны, а вместе — тот, кто преступил действие гун.
7. Они—три времени: прошедшее, настоящее и будущее, а вместе означают Создателя, преступившего пределы времени.
8. Они — три учения, матери, отца и iypy, а вместе — знание «Я*, превосходящего любое знание.
9. Они —три стадии Йоги: Асана. Пратьяхара и Пранаяма, а весь символ — высшая стадия Самадхи.
10. Они — триада Божеств: Брахмана-Создателя, Вишну- Покровителя, Шивы-Разрушителя, но вместе они БРАХМО , из которого Вселенная происходит, растет и развивается и в котором она поглощается.
11. ОМ — это чудесный аккорд Бесконечного, есть ли хоть один йог, способный устоять перед волшебством этой музыки, чье имя ОМ?
Все приведенные здесь определения имеют отношение не только к произношению ОМ со смыслом, но и начертанию его, также содержанию. В санскритской символике этот звук имеет такой вид. Это не буква и не сочетание букв. Учителя говорят, что три извилины означают физическое, умственное и сверхсо- знательное состояния. Точка означает АбсолкЗт, или полная Истина. Под точкой разорванный круг знаменует бесконечность или сознание того, что обусловленный ум не может охватить глубину и высоту этой точки. Но это еще не все.
Кому придется практиковать медитацию с ОМ, тот узнает, как важна эта многоликая определимость этого символа. Кто уже практикует сосредоточение с устным повторением ОМ, тот почувствовал силу этого магического звука, он прогоняет мысли, которые теснятся вокруг вас. Для начинающего ученика или праздного читателя все это не имеет никакого смысла. Индусы и йогины понимают смысл ОМ одинаково глубоко, но объясняют по-разному. Углубленное изучение Йоги и особенно их миросозерцания внесут ясность в эту мантру. ОМ. как и другую мантру, можно произносить громко, шепотом, устно, но в истинной йогической технике эта мантра произносится по-осо- бенному …молчанием! Ибо молчание, как утверждают йоги, есть великая первозданная сила, скрытая форма звука. Когда-нибудь этот таинственный звук прозвучит сам в вас, в особенной скрытой форме. Это не подлежит описанию, это необходимо пережить!
ОМ — это единственная и общедоступная для всех мантра, но есть и другие сложные мантры, которые иногда называют молитвами, формулами, почитаниями, магическими слогами, хотя в мантре не всегда есть необходимость в святости, подобно молитве. Каждая мантра имеет своего Риши, давшего ее.
В медитации вы будете созерцать материальные предметы, повторяя при этом соответствующую мантру. Каждый индийский символ религиозного созерцания имеет соответствующую
мантру или молитвенную формулу. Повторение только одной такой формулы по нескольку тысяч раз в день дает видения.
Сочетание мантры с соответствующими изображениями оказывает еще большее действие. При медитации на изображении ШРИ КРИШНЫ с флейтой и с посвященной ему мантрой удается услышать игру его свирели.
Мантра должна быть получена от iypy, когда она получена иным путем, она не имеет полной силы или вообще теряет свое действие. Мантры многочисленны, и только Iypy знает, какая именно ученику нужна с учетом его индивидуальных особенностей. Только такая мантра может пробудить Кундалини или произвести иное действие. Только мантра, переданная губами iypy, полна силы и действия. Мантра — лучистая энергия, она переносит умственную субстанцию путем выработки определенного мыслительного движения.
Посредством мантры осуществляется посвящение, когда силы от Iypy переходят к ученику, достигая таких мощных импульсов, что последний теряет сознание.
Чтение мыслей, телепатия, гипнотическое внушение-, магические проекции — все это достигается посредством мантры. Особая мантра может быть спроектирована на женщину, и она получит такое же чувство, как и во время полового акта. Мантра может убить человека или животное. Мантра применяется при подъеме Кундалини, которая в своей глубокой сути тоже есть мантра. Повторение мантры по 21600 раз в день (шестичасовая медитация) может, как утверждают йоги, пробудить Кундалини.
Что является творческой силой мантры? На этот вопрос мы ответим следующим размышлением. Прежде чем звук будет произнесен при помощи голосового аппарата, в сознании человека появляется соответствующий мыслеобраз или идея, а мысль, как известно, является творческой силой. Поэтому в произношении мантры важен не сам звук, а его умственная сущность, вот почему наибольшее действие оказывает мантра, произнесенная умственно. Имеется в виду не просто умственное произношение, а специальным образом умственное представление данной мантры, просто мантра должна активно существовать на ментальном уровне. Если человек долго и сосредоточенно думает о каком-то образе, то он в конце концов трансформируется в этот образ, приобретает его характерные черты — именно здесь проявляется творческая сила мысли.
Люди разных национальностей, созерцая один и тот же предмет, имеют одинаковые мысленные образы этого предмета, ибо движение мысли у всех людей одинаково, хотя звуковое выражение этих мыслей различно. Человек, подготовленный специальной практикой, читает чужие мысли, не зная данного язьжа, так как он на соответствующем уровне принимает не словесное выражение мысли, а ее ментальный (тонкий) образ. Словесный мыслеобраз передается на огромные расстояния, следовательно, он есть сила, способная преодолеть пространство. Многие важные особенности мантры хранятся в глубокой тайне, чтобы исключить возможность их использования в низменных целях, чтобы предотвратить зло от силы мысли.
Мантра имеет прямое и обратное действие. Слогу, звуку, предложению предшествует мыслеобраз, который может быть передан другому лицу или приведен в определенное действие, как сила — это прямое действие.
Ученик может получить от Учителя мантру, состоящую из нескольких слов, смысл которых он не может знать, но произнося эту мантру в своей ежедневной практике, он вводит себя в ее мыслеобраз и прозревает некоторые события или подвергается каким-^го переживаниям, которые заранее известны Учителю. — это обратное действие. Ниже мы приведем очень большую выдержку из записей Ф. Габриэле (Индры Дэви), в которой с наибольшей силой раскрывается глубокое содержание мантры.
«Мой Учитель дал мне мантру, значения которой я не знала, и указание, чтобы я концентрировалась в аджна на желании увидеть определенного великого Учителя.
Сначала появился символ этого Учителя, затем глаза, словно фосфоресцирующие, почти путающие; затем лицо, которое первое время было подобно тени, южные улицы и так далее. Это упражнение было трудным и держало меня в напряжении.
После моего сообщения о вспыхивавших картинах мой Учитель спросил меня, переживала ли я уже раньше что-либо подобное? Нет, никогда, только со времени концентрации в аджна.
Я получила задание концентрироваться на фотографии с желанием увидеть изображенное на ней лицо и то, что оно в настоящее время делало, и затем проверить, видела ли я правил ь но и думал ли обо мне в то время этот человек. Это удалось. Тогда пришло задание увидеть, что находилось в другой комнате (например, на столе). Этот опыт увенчался успехом, в других случаях поразительно хорошо. Иногда меня охватывала дрожь с ощущением холода во время концентрации, и становилось заметным ощущение повышенной чувствительности шейной чакры.
Я должна была концентрироваться на желании увидеть полностью обновленную комнату, о внешнем виде которой я не имела никакого представления. Я видела много предметов точно, другие стояли на верхушке, иные частично, но замечательно было то, что некоторые из предметов, которые я увидела, находились в комнате ранее, когда в ней жил кто-то другой. Мешающими в то время были всевозможные, часто путающие, явления.
Особенно мне хорошо удавались опыты, когда я концентрировалась на моем Учителе. Часто я видела ауру и другие тонкоматериальные вещи, относящиеся к нему. Некоторые видения были соединены с интересным чувством счастья, сопровождались теплом в спине или туловище, распространявшемся вправо и влево. Я уже знала посредством концентрации на аджна, что мой Учитель в этот момент играл на фортепиано, и узнавала мелодию. Когда я ему это рассказала, он для проверки играл различные мелодии. Однажды я имела импульс написать «ОМ САНТИ» — мой Учитель сказал эти слова в то время вслух. Однажды я видела его. в определенное время идущим по улице. Это было действительно так.
Я получила ряд мантр или же отдельные слова с заданием концентрироваться на них с желанием увидеть, что они означают. В подавляющем большинстве я видела атрибуты Дэвы или Деви, которым принадлежала мантра, или представления о них—так сказать, они сами были своими символами.
Все мантры были на санскрите, и я как раз только начала изучать санскрит и не могла поэтому еще их понять. Я даю примеры:
1. При концентрации на мантре «Клинг Кришнайя гови- дайя гопиджана-валабхайя суаха» я услышала живую веселую музыку, увидела поднятые руки — понятия «великие дела», «чудесные дела». Затем появился слон с несколькими хоботами и клыками. Мой Учитель был очень доволен и объяснил мне. что я видела Кришну как «Ай равату».
2. При мантре «Ом кринг каликайя намах» я увидела руку с мечом, длинную цепь, изображение Богини Кали.
3. При мантре «Ом тат савитур вареням бхарго девасья дха- мали дхийо йо нах прачедайят» — розу небес, восход солнца, четыре белые лошади, небесное существо ГЪшос, или Брахма. Это была мантра утренней зари (Гайятри).
4. При мантре «Ом шринг камалавасинайи намах» я увидела тихую темную воду и цветы на ней. На одном цветке (лотоса) появилась, как Венера на раковине, эфирно-белая фигура, на ней была своего роды тиара, в ушах — серьги. Из глуби — ны воды поднимались пузырьки — это мой Учитель объяснил как символ развития, совершенства духа, который посредством эволюции движется вперед. Я правильно видела Богиню Лакшми, «живущую в лотосе» (камалавасини).
5. Однажды мой Учитель сказал: «Сегодня нечто другое. Концентрируйтесь на том, чтобы увидеть, что означают слова «Шолом Лахем». Я сказала: «Это другой язык». «Да», —сказал мой Учитель. Я предположила, что это арамейский язык, дальше я ничего не знала. Я увидела Христа на кресте, имела замечательное ощущение (если бы она производила концентрацию не на аджна, а в сердце, то она несомненно получила бы стигматы) в ладонях и желание протянуть руки в стороны. Затем наступил род летаргии, я видела восточное кладбище, кипарисы, высокие входные ворота, людей в полосатых одеждах. У меня было чувство, точно я приняла морфий, словно эйфория. Мое дыхание стало совсем медленным, я заметила, что его ритм нарушился. Мой Учитель сказал: «Все совпадает». Слова означали: «Да будет мир с вами», — слова благословения, которые произносил ХРИСТОС.
6. При концентрации на слове «Гефатах* я увидела буквы, которые не были санскритскими, похожие на морские звезды, с четырьмя лучами, обращенными книзу. Я ощутила тепло и бес покойство в муландхара, увидела треугольник, который рос из пирамиды, появился египетский символ жизни. Я слышала слово ШАКТИ, увидела красную ленту и поток крови, который поднимался. Мой Учитель сказал, что все правильно, и указав мне, что «ГЬфатах» — была исцеляющая мантра Христа, означающая «откройся», поднимающийся треугольник — муландхара. а шакти — это Кундалини.
7. Снова пришло ко мне совершенно незнакомое задание: концентрация на словах: «ГЬсподи Иисусе Христе, помилуй мя». Я увидела церковь на Востоке с золотыми стенами и изображениями святых.
Эти изображения были украшены драгоценностями. Одна фигура была в темной одежде, с длинными волосами и бородой, с огромными темно-карими глазами, очаровывающими, блестящими как звезды; далее — сводчатое помещение, похожее на пещеру, руки, которые что-то делали, но что, я сначала не могла видеть, они перебирали затем рукописи, книги или свитки, их было много в помещении. Затем обе руки были подняты вверх. Над пещерой возник свет, оттуда пролился источник, появилась белая фигура, она имела что-то белое на голове, точно митру, образ имел оранжево-красный цветок на месте сердца (немного правее его анахатачакра). Затем из него появилось пламя. Перед пещерой лежал спящий лев. На цветах сидели птицы, которые «говорили» между собой. Это все видение продолжалось приблизительно час.
Мой Учитель объяснил мне, что эти слова являются наивысшей мантрой в восточно-христианской религии. Я особенно хорошо выполнила это задание, и интересно то, что эта медитация производилась иначе, над сердцем. Я выполнила ее над аджна. Мое видение являлось доказательством того, что эта медитация должна выполняться в анахата. Так как концентрация на сердце мне неприятна, то Учитель мне сказал об этом заранее. Слова эти принадлежат старославянскому языку. Учитель намеренно дал мне это испытание из совершенно другой области, чтобы увидеть, «функционирую» ли я вне индийского круга идей, в которые я совершенно вжилась.
8. При задании, чтобы я 1 апреля концентрировалась на огне Весака (в полнолуние месяца вайшакха — апреля — в Тибете имеет место род буддийского «пасхального» праздника, когда появляется Будда), я медитировала с желанием что-нибудь увидеть из него. Появились сначала черепа, подобные маскам, затем яркий синий свет леса и горы, луна, затем образ Будды на небе… Большая толпа людей. Необычайный цилиндрический сосуд с рельефными изображениями из серебра, несомненно, культовый сосуд, музыкальные инструменты, кроме того, два листа железа. Освещенная белым светом площадь, человек, который говорил на ней, на нем была широкая одежда. Необычайно резкий аромат появился. Я сама держала чашу, толпа бормотала. Было еще больше, но я не могла этого запомнить, это было слишком страшно».
Этот обширный пример говорит о том, что мантра — не просто набор звуков или слов, но она есть нечто большее, что уяснить человеку с обычным уровнем сознания очень трудно.
Если мы мгновенно осветим комнату, то мы можем заметить некоторые предметы. Эти предметы были, есть и будут, если их из-за темноты не видно. Примерно так же обстоит дело и с буквенными знаками в мантре. Буквенный знак был. есть и будет, ибо он вечен. Если мы этот звук произносим физическими органами, то мы слышим его. Если звук написан, мы видим его. Но если нет ни того, ни другого, то он (звук) все равно существует и имеет силу. Этот непроявленный тонкий звук и составляет основу мантры. Произнося мантру в уме. мы вызываем особые вибрации, которые приводят к пробуждению особо тонких духовных токов. Здесь становится ясным требование йогов произносить мантру особенным устным способом, то есть не только мысленным произношением, но интуитивным проникновением в ее внутреннюю сущность. Мантра не столько произносится, сколько «думается», умение произносить мантру приходит само в процессе практики. Произносить мантру — это примерно то же, что трясти крепко спящего человека. В мантре вы встряхиваете (пробуждаете) спящие формы своей духовности. Если читатель получит возможность знакомиться с некоторой литературой по данному вопросу, то первое время может сложиться мнение, что мантра — это нечто наподобие молитвы, как. например, в христианском вероисповедании. Но мантра нечто большее. И если йог-бхакт не видит разницы между молитвой и мантрой, содержание которой может иметь сутубо религиозное направление и сочетаться с медитацией на изображение избранного Божества, то даже здесь следует мантру рассматривать как основное, а молитву как частное, исходящее из целого мантры. Пусть вдумается читатель, а тем более ученик, что независимо от того, убежденный ли вы материалист или искренне верующий (любой веры) мантар, ОМ одинаково приемлема во всех случаях и для всех людей. Если вы только знаете, что мантра ОМ есть, и вы даже не практикуете ее ежедневно, а просто знакомы с ней из книг, то знайте также и то. что она в вас существует. В особенном случае она самостоятельно даст о себе знать, как мощное средство защиты… У вас тут же возникает вопрос — защиты от чего? На данном этапе вашей практики пусть этот во
прос остается открытым, а в дальнейшем ответ появится самостоятельно. Мантра ОМ о себе заявит очень внятно и громко, вы услышите, как этот звук рождается где-то ниже гортани, перекатывается по горлу и раздается в голове мощным набатным эхом. После этого вы можете еще раз прочитать эту главу и воспринять все в ином качестве и более значительном удельном весе.
Мантар имеет еще одну особенность или, точнее, прямую связь с чакрами. Уже было сказано, что на лепестках чакр распределены буквы санскритского алфавита. Но не следует думать, что эти буквы записаны там в обычной форме или имеют форму произнесенного звука. Мы знаем, что буквы проявляются только тогда, когда они произнесены голосовым аппаратом, но как таковые они не существуют на чакрах. Но сказано, что они там. Они не в обычной физической форме, а в тонкой, причинной.
Из этих букв Учитель составит мантру своему ученику таким образом, что ее произношение вызовет вибрации во всей системе Кундалини. Чувствуется, что здесь еще не все сказано… Не берет ли мантра свое начало из «алфавита лотосов»? У нас может возникнуть и много других вопросов, но ответ на них не может существовать на данном уровне практики.
Что касается техники мантр, то для начала мы можем ограничиться следующими общими выводами:
1. Начинайте повторение мантры с нескольких раз в день во время сосредоточения, систематически увеличивайте напряжение упражнения и его продолжительность до тех пор, пока все ваше существо не станет насыщенным духовным эликсиром и не наступит наконец разряд сверхсознания. От постоянного и продолжительного повторения мантры с должным умственным настроением (бхава) и сосредоточенностью пробуждается МАНТ- РА-ЧАЙТАНЬЯ, и садхака приобретает мантра-си дхи.
2. Во всех мантрах существует духовный ток. Мантра уносит дух подвижника сперва к одному центру, затем к другому и так далее, пока он не приобретет доступ к конечному освобождению или не достигнет цели.
О человек, почему ты растрачиваешь свое время на болтовню? Ты будешь раскаиваться в этом, когда придет старость: ты будешь плакать в день своей смерти. Засевай же ниву сейчас — посредством Джаны.
Ш.С. ШИВАНАНДА