ДХАРАНА (КОНЦЕНТРАЦИЯ)

Кто захочет услышать голос безмолвия «Совершенный звук» и понять его, тот должен достигнуть совершенного сосредоточения.
Голос безмолвия — семь врат, два пути.
Дхарана — это сосредоточение. Это фиксирование ума на внешнем предмете или на внутренней точке.
Сосредоточение — это полностью умственный процесс…
На любом жизненном пути нужно сосредоточение. Это ключ к хранилищу знаний.
Ш.С. ШИВАНАНДА
Когда тело закалено асанами, разум очищен огнем пранаямы, чувства взяты под контроль пратьяхарой, ученик переходит к 6-й ступени — ДХАРАНЕ. В ней он концентрируется полностью, всецело на одной точке или одной задаче, которыми он полностью поглощен.
Индийские Учителя различают два вида концентрации — экзотерическое значение и эзотерическое. Экзотерическое значение состоит в сосредоточении духа на отдельной мысли, идее или действии, при этом внешние воздействия исключаются.
Эзотерический смысл концентрации означает сосредоточение духа на своем «Я», или «Я ЕСТЬ», а все мысли, относящиеся к телу, исключаются, остается лишь высшая область души.
Наши мысли беспорядочны, они появляются, исчезают, проносятся в нашем сознании бесконечной чередой. Окружающий нас мир разнообразен. Человек наделен многими органами восприятия, получает бесконечную информацию об окружающей среде, а следовательно, — и бесконечный поток мыслей.
На Востоке умение сосредоточиваться заслуживает уважения и считается большим достоинством. На Западе также зна ют цену сосредоточенному уму, но для приобретения этого качества никто особенных усилий не делает. В Индии способность сосредоточиваться развивается с детства, поэтому эта способность является составной частью характера индуса.
Рассказывают, что С. Вивекананда в шестилетнем возрасте уже отличался необыкновенной силой сосредоточения. Однаж ды, находясь в таком состоянии, он не заметил, как перед ним стала кобра, которая, постояв, уползла. Другой раз он не заметил москитов, которые сплошь покрыли его лицо.
Часто встречается рассказ об индусе, который перенес мучительную операцию, даже не поморщившись, отказавшись от обезболивающего хлороформа. Как потом он заявил, боли не чувствовал лишь потому, что его внимание было устремлено на одну идею…
Многие из великих людей достигали своей цели, благодаря целеустремленности. Существует мнение, что целеустремленными люди рождаются, но йоги в этом вопросе придерживаются иной точки зрения. Они считают, что такое качество заложено в каждом человеке и если оно не проявляется, то его необходимо развивать специальными методами.
Всякий ученый, исследователь, изобретатель находит решение поставленной задачи как бы внезапно, как пробуждение интуиции, но решению вопроса предшествует иногда длительный процесс насыщения сознания необходимым материалом, знаниями и анализом, когда человек будто электризует себя до тех пор, пока не наступит разряд прозрения. Эта постоянная концентрация мыслей для решения одной задачи и является в какой-то мере дхараной.
Сосредоточение мыслей — это очень сложный процесс. Процесс мышления присущ человеку не только в бодрствующем состоянии. Мы знаем факты, когда решение нужного вопроса приходит во сне. Йоги считают, что в этом случае независимо от нашего сознания работает специальный отдел нашего мозга. Они советуют, что для решения вопроса таким методом необходимо перед сном сосредоточенно продумать во всех деталях данную задачу, наметить возможное ее решение и передать это решение без особого усилия в подсознание с пол ной уверенностью в успешном решении. Как видно, сосредото-
ченис производит какую-то сложную работу даже помимо нашего непосредственного участия в этом процессе.
Есть люди, которые имеют обыкновение длительное время вынашивать какое-то решение, и часто само собой в самой неподходящей обстановке вдруг появляются необходимые выводы. Это тоже разновидность сосредоточенной работы.
Прочитавший эту главу о дхаране станет более наблюдательным к самому себе и начнет замечать многое из того, о чем здесь идет речь.
Из чего состоит процесс обдумывания чего-либо? Сперва мы сосредоточиваем внимание на одной идее, потом копаемся в своем подсознании, которое является бесконечной Кладовой различного опыта, мы ходим вокруг и около, собираем разрозненный материал в соответствии с поставленной задачей, придаем отрывочным мыслям определенную связь. Такой процесс длится до тех пор, пока совершенно внезапно не приходит решение вопроса. В данном случае мы несознательно применяем метод, который йоги называют дхарана, то есть когда постоянно течение мыслей было сосредоточено на одной идее.
Процесс дхарана не есть нечто придуманное, он заложен в нас природой, а йоги лишь знают методы, как его пробудить и как им овладеть.
Практика дхараны без предварительного освоения пратьяхары связана с практически неразрешимыми трудностями. Более того, не овладев пратьяхарой, ученик рискует разочароваться в вопросе освоения мыслями. Но овладев пратьяхарой, он незаметно для себя приходит к дхаране. В таком случае ему не понадобится искать уединения, он приобретет способность концентрироваться в любое время, в любой обстановке, хоть на перекрестке четырех дорог.
Все разделы работы с психикой неразрывно связаны между собой. Ш.С. Шивананда дает им следующую количественную зависимость: «Если вы можете сосредоточить ум на чем-либо 12 секунд — это уже есть дхарана. 12 таких дхаран есть дхиана, а 12 дхиан составляют самадхи».
Все разделы этой работы объединяет задержка дыхания, чем больше мы сосредоточиваемся, тем существенней будет замедляться дыхание. Может показаться, что вы вот-вот задохнетесь, но беспокоиться не стоит, ничего необычного не произой
дет. Некоторую задержку дыхания мы уже отработали, практи куя пранаяму, а об остальном позаботится природа.
Учителя иногда советуют совместить концентрацию с ма- ла-бандхой. при этом исключается утечка апана-вайю вниз, что способствует самой концентрации, но это трудно, гак как эта бандха будет сильно отвлекать.
Дыхательный процесс в начале практики может быть помехой в сосредоточении, особенно для тех учеников, которые не отработали больших задержек в пранаяме. В этом случае можно рекомендовать ритмическое дыхание с повторением ОМ или других биджа, взятых из чакр. Увеличивайте постепенно продолжительность вдоха и выдоха с соответственным увеличением повторения биджа, в итоге вы настолько привыкнете к ритму дыхания, что перестанете обращать на него внимание, и ум полностью сосредоточится на объекте.
Процесс сосредоточения не является равномерным, то есть равной интенсивности во всех фазах дыхания. При удлиненном вдохе сосредоточение постепенно усиливается и достигает своего максимума при задержке дыхания, а во время выдоха постепенно ослабевает.
Необходимо следить за тем, чтобы переходы между отдельными фазами были по возможности сглаженными и. естественно, степень концентрации тоже будет равномерной. Пранаяма КЕВАЛИ как раз и служит для такой цели. Но это все теория, а дхарана познается практикой, поэтому дадим несколько прак тических советов и приступим к упражнениям.
Прежде чем научиться сосредоточиваться, необходимо уметь сильно думать. Большинство людей не умеют мыслить, их мысли слабы и вялы. Ясновидящие говорят, что если несколько человек размышляют об одном и том же, то мозг людей, умеющих сильно думать, изливает потоки сильных вибраций, то есть эмалирует, а мозг людей, повторяющих готовые фразы, не эманирует.
Предметы сосредоточения магут быть самыми разнообразными: на звуках, на пламени свечи, на трикуте. Предпочти тельнее на трикуте, при глубокой концентрации на ней вы почувствуете сильную радость и духовное опьянение, вы забу дете о собственном теле, и вся прана будет направлена к голове. Практика концентрации немного неприятна вначале, но дальше она будет доставлять огромное удовлетворение.
Не забывайте об известном требовании условия прямолинейности позвоночника.
Психическая Йога — это тернистый путь, который требует необыкновенного терпения, неутомимого упорства, несокрушимой воли. Высший результат еще далеко впереди, но уже очень скоро ваш ум станет спокойным, возрастет уверенность в своих силах, которая будет проявляться во всех поступках и действиях. Продуктивность умственной работы возрастет, так как энергия ума будет расходоваться целенаправленно.
Мощный сосредоточенный ум йогину нужен не только для того, чтобы приблизиться к сверхсознанию и овладеть им. Проникая в сверхсознание, йогин сохраняет над всем своим существом мозговую мысль и силу. Мощный бдительный ум необходим на всех этапах практики Йоги, чтобы держать под контролем все вытекающие процессы и принимать быстрые и трезвые решения в любых неожиданных ситуациях. Впечатления от прозревания астрального мира будут сильны и необычны. Человек сильной воли, любознательный не отвернется от этого мира, а пойдет по пути его исследования. Так поступает сильный мысленною волей подвижник Йоги.
Сосредоточенному уму доступны все знания в мире, если мы знаем, как постучаться в сокровищницу знания. Нет пределов силе человеческого сосредоточенного ума.
УПРАЖНЕНИЯ
1. В падмасане сосредоточьтесь на любом выбранном вами предмете, начинайте с одной минуты. Старайтесь, чтобы концентрация была интенсивной, всматривайтесь в этот предмет, думайте только о нем и ни о чем более. Рассматривайте предмет со всех сторон, изучайте его характерные особенности. Если глаза устали, закройте их и представляйте себе этот предмет умственно. Всеми силами старайтесь найти в нем что-либо любопытное, важное для вас, открывайте в нем все новые и новые детали. Если почувствовали усталость или притупление мысли, проделайте очистительное дыхание и некоторое время ни о чем не думайте, затем прикажите себе спать и уснуть немедленно. Постепенно меняйте предметы от более сложных к более простым и тусклым, незначительным. Работайте таким образом везде, где появляется свободное время. При работе с любым предметом старайтесь проникнуть в его внутреннюю сущность.
Не скоро это станет возможным, мысль будет постоянно уходить в сторону, возвращайте ее и продолжайте работу. Такое упражнение усиливает питание мозга, а мысль приобретает силу и яркость.
2. Это труднее, но попробуйте размышлять над своим «Я». Думайте о том, что земные удовольствия и страдания не затрагивают его. Ваше «Я» — это частица вечного бессмертного Мирового Духа и так далее. Это трудно, так как необходимо строить в течение определенного времени мысленную канву на идее «Я».
3. Вообразите, что вы находитесь в центре большого круга. Круг очень медленно уменьшается и в конце концов сходится в точку. Это упражнение вырабатывает особое свойство проникновения во внутреннюю сущность предмета и отождествляет себя с ним (экагарата).
4. Размышляйте об ОМ. Это традиционный символ концентрации, проверенный опытом поколений Востока и Запада. Им пользуются тысячи и тысячи, но лишь немногие единицы постигли его внутреннюю сущность, но это не мешает всем применять его в различных случаях. Нарисуйте его зеленым цветом на листе бумаги, желательно на санскрите.
5. Вызовите мысленно какую-нибудь мелодию, напевайте ее от начала до конца, с каждым разом делайте это все медленнее и в конце остановитесь на одной ноте. Это представление должно вас захватить полностью, забудьте о своем теле и полностью слейтесь с предметом сосредоточения.
6. Последовательно воспроизводите несколько чувств. Представьте себе, что вы пьете душистый липовый чай, поочередно воспроизводите вкус, запах, цвет, температуру. Переходите от одного ощущения к другому, хотя это очень сложно.
7. Классическое упражнение — сосредоточьтесь на кончике носа. Старайтесь почувствовать кончик своего носа, не представляйте его себе, не думайте о нем, но старайтесь его чувствовать. Пройдет какое-то время, и у вас действительно появится ощущение кончика носа. В этот момент для вас нет другого чувства. При систематическом упражнении в точку сосредоточения направляется сильный поток праны и возбуждается обонятельный нерв. Ощущение кончика носа может вызвать в некоторой степени болезненное чувство — не обращайте на него внимания, оно безвредно и скоро пройдет.
В определенный момент проявится эфирно-астральный запах. Он неописуем и появится всего лишь на одно мгновение во время кумбхаки, но не пураки. как вы этого будете ожидать. Исчезнув на несколько дней, он появится снова в более устойчивой форме. Длительно практикуясь, вы сможете вызывать этот запах в любое время, но с течением времени он будет меняться. В совершенном состоянии этот процесс завершается приобретением «яснообоняния». то есть способностью определять характер запаха на значительном расстоянии, не доступном для обычного чувства. Есть предупреждение не злоупотреблять приемом сосредоточения на кончике носа. Разумное применение его дает хорошие результаты, но злоупотребление ведет к расстройству нервной системы.
Второе классическое упражнение — это сосредоточение на кончике языка, от чего йогин вкушает божественные эссенции, сосредоточение на небе дает божественные цвета, на середине языка — божественное прикосновение, на корне языка — божественные звуки. Сосредоточение на этих сверхчувственных восприятиях дает стойкость ума и веру в Йогу. Не рассматривайте эти особенности как проявление психических сил, а как награду за труд, после которого вы с большим энтузиазмом и энергией приметесь за садхану для достижения более высоких переживаний. Разумеется, что для получения указанных опытов необходимы настойчивые и регулярные упражнения ежедневно по 30 минут, не пропуская ни одного дня. Повторяем — это не сидхи, так как с прекращением этих упражнений указанные свойства теряются и, чтобы получить их вновь, необходимы опять те же упражнения. Сидхи развиваются в полную силу с пробуждением Кундалини, тогда они расцветают в полную силу и проявляются в любое время одним только усилием воли. Трудно разграничить, к какому уровню эти упражнения относятся, — в различных текстах они даются не только в дхаране, но и в дхиане, что не столь существенно.
Приведенные упражнения лучше всего выполнять утром, спустя некоторое время после завтрака, но не натощак.
Существенным признаком вашего продвижения, располагающего уже к дхиане, является появление способности вызывать любые образы с закрытыми глазами, так называемые ментальные образы, которые очень нужны в медитации и которые вы будете исследовать во всей полноте и объеме.