ДХАУТИ (ОМОВЕНИЕ)

1. ДХАУТИ ЗУБОВ. Уход за зубами, ртом, языком следует выполнять одновременно, так как они природно совместимы, и нездоровое состояние одного органа вредит остальным. Рот — постоянный источник инфекции, через рот и нос болезнетворные бактерии всех видов получают доступ в организм. Если кожа тела обладает защитными свойствами, то многочисленные железы рта, гортани, носа такими свойствами не обладают. Артрит, эндокардит, гастриты, многие заболевания глаз, ушей, носа вызываются нездоровым состоянием рта. Даже сказанного выше уже достаточно, чтобы быть более внимательным к органам рта, особенно зубам, и не только тогда, когда они поражены кариесом или другими заболеваниями.
Чистка зубов порошком или пастой при помощи щетки — это уже кое-что получше, чем вообще их ничем не чистить. Но йоги не пользуются зубными щетками, они считают, что зубная щетка после одного только пользования сама становится источником всяких бактерий и при повторном использовании эти бактерии опять попадают в рот и в микроцарапины, наносимые щеткой на десны. Они предлагают свой метод, который допускает разовое пользование приготовленной специальным способом кисточки. Для этого необходимо взять веточку дуба, разжевать ее кончик зубами и полученной кисточкой чистить и полировать зубы. Порошок йоги также готовят по своему рецепту, но можно также использовать порошки отечественного производства. Приготовление кисточки само по себе является хорошей гимнастикой для зубов. Важной деталью является массаж десен. Для этого необходимо смочить палец водой, обмакнуть его в мелкую соль, подождать, пока соль растворится, и после этого растереть и помассировать десна двумя пальцами, как бы стягивая их от корня зуба. После такого массажа следует полоскание.
2. ПОЛОСКАНИЕ ГОРЛА, РТА И ЧИСТКА ЯЗЫКА. Йоги считают, что запущенное состояние языка отрицательно влияет на весь пищеварительный тракт. Не зря, видимо, по состоянию языка устанавливают диагноз некоторых болезней. Мало кому известно, что винный камень и разлагающиеся вещества скапливаются у основания языка и являются причиной особого «старческого» запаха изо рта. Корень языка часто покрывается
массой утолщающегося и разлагающегося эпителия, который может распространяться до самого кончика.
Двумя или тремя пальцами достаньте корень языка и натирайте его некоторое время. Затем, захватив язык, медленно тяните его вниз — это не только способствует его удлинению для кхечари-мудры, но и самоочищению. Процедура очищения языка должна выполняться не только утром, но и вечером. После чистки йоги еще натирают язык свежим коровьим маслом. Полоскание рта выполняется 3-4 раза, желательно после еды, чистой водой. Сейчас промышленность предлагает различные антисептики, но для здорового рта их не следует применять, слюна является лучшим антисептиком.
Есть еще ДАНДА-ДХАУТИ — это, на первый взгляд, несколько грубоватое очистительное действие, но имеет важное значение. В глотку вводится банановый, кукурузный или тростниковый корень, медленно двигается и поворачивается там, а потом осторожно выводится наружу. Образующийся слой эпителия имеет место также в глотке и, естественно, что его необходимо удалять. Брлее того, этот очистительный акт хорошо подготавливает глотку к другим процедурам.
Более поверхностный метод очищения глотки сводится к следующему: в удобной позе сосредоточьтесь на голосовых связках, вдыхайте и выдыхайте быстро и глубоко через нос. подобно капалабхати. Такое упражнение вентилирует и очищает дыхательные пути и особенно гортань от слизи, исчезает хрипота, голос становится сильнее и звучнее. Упражнение полезно певцам.
Коль речь идет о полости рта и ее органах, то целесообразно предложить здесь очень своеобразное упражнение, имеющее важное значение для всего узла УХО-ГОРЛО-НОС. Это СИМХА- САКА (поза льва).
В позе сидения оттяните язык назад и прижмите его кончиком к небу, затем нагибайте голову вперед, прижимайте подбородок к груди, высуньте язык так, как будто вы решили им достать до груди, он скользит по подбородку. Затем уберите язык и опять коснитесь кончиком неба, а потом снова высуньте его и повторите так 10-15 раз. Каждый раз. когда высовываете язык, напрягайте мышцы всего тела, широко открывайте глаза, руки опираются на колени, пальцы растопырены, мышцы всего тела
напряжены. Задержитесь в этом положении. Ваш вид должен быть свирепым.
Выйдя из детского возраста, мы никогда больше не высовываем язык. Применение этой позы оздоровляет мышцы шеи и многие железы, создаются условия для лечения ангины и гланд, гортань получает специфический массаж. Рекомендуется морякам, чтобы избежать простуды, детям — по той же причине. Йоги рекомендуют сочетать это упражнение с випа- ритакарани.
3. ЧИСТКА УШЕЙ. В нормальном состоянии чистка ушей не требуется, за исключением обычного мытья, так как природа постоянно выполняет эту процедуру посредством выделения серы. Йоги рекомендуют также ежедневное массирующее потирание со всех сторон уха, особенно сверху вниз, что способствует более интенсивному освобождению слухового канала от серы.
4. МУЛА-САДХАНА. Гхеранда настоятельно советует своему ученику: «…ты должен с крайней тщательностью очищать задний проход… Тем самым ты устранишь запоры, несварение желудка… Также это очищение приносит красоту и рост и разжигает пищеварительный огонь». Не вдаваясь в рассуждения, согласимся с пользой этого действа.
Здесь необходимо еще сказать о важности массажа анального отверстия с помощью пальца. По традиции требуется корень куркума. Палец вводится в анальное отверстие и осторожно массирует его внутреннюю ткань вращением сначала по часовой стрелке, а потом наоборот. Эта процедура помогает избежать сухости анального отверстия, что является причиной старости или ее следствием.
5. ЧЕТЫРЕ СПОСОБА промывки желудка и всего пищевого тракта.
Подобно слону, который втягивает хоботом воду и через хобот ее же выбрасывает, предохраняет свое тело от всяких недомоганий, так и человек может свое тело освободить от всяких болезней.
Сосуд мы моем водой, и желудок наш также должен промываться теплой водой.
БХАКТИШАСТРА ГРАНХА
ВАТАСАРА-ДХАУТИ. ВАРИСАРА-ДХАУТИ, АГНИСАРА-ДХА- УТИ. БАХИШКРИТА-ДХАУТИ.
Приведенные ниже способы промывки желудка, как впрочем и другие процедуры, могут кое-кому показаться нелепыми, но необходимо знать, что они являются неотъемлемым процессом развития тела и психики, что является целью Йоги.
6. ВАТАСАРА-ДХАУТИ. Это воздушное очищение пищеварительного тракта, которое природа применяет постоянно. Если естественная очистка по какой-то причине недостаточна, то пищевые массы начинают усиленно разлагаться, отравляя организм ядовитыми газами. При прохождении воздуха через пищеварительный тракт (проглоченный во время еды) последний вызывает окисление разлагающихся масс, их более быструю переработку и удаление. Если каким-то образом усилить поступление воздуха в пищеварительный тракт, то общее очищение таким образом будет усилено. Следовательно, в этой процедуре необходимо наполнять воздухом желудок, а потом при помощи уддияна и наули выгнать его естественным путем. Как «пить» воздух, мы уже знаем из техники КАКИ-МУДРЫ и ПЛАВИ- НИ-пранаямы. Но это можно выполнять более интенсивно, если применить глотательные движения, подобно ребенку, который продолжает «пить» воздух из бутылки, когда кончилось молоко.
БАСТИ (КЛИЗМА)
Здесь рассматривается техника промывки прямой кишки. Природой предусмотрено ее постоянное освобождение и очищение, но из-за несовершенства пищи и по другим причинам на ее стенках остаются частицы отбросов, которые твердеют, разлагаются, и продукты распада всасываются стенками кишок. Басти устраняет этот недостаток. Есть две разновидности бас- тй.
1.0тхала-басти. Проделайте пашимонтан асану, сильно втяните посредством мышц живота внутренности, выполните также ашвини-мудру. Проделайте эту позу с указанными манипуляциями несколько раз, и кишечник будет действовать свободно, но это частичное очищение.
2. Отхала-басти. Здесь необходимо по желанию открывать задний проход и при помощи наули втягивать в себя воду. В ванне или в кадке сядьте на корточки и выгоните воздух из брюшной полости при помощи уддияны. Обхватите руками колени.
сделайте наули. Изоляция продольных мышц в наули создает в кишечнике вакуум. В этот же момент при помощи ашвини-му- дры откройте сфинктер, и вода поступит в прямую кишку. Первый акт втягивания воды делается на одном выдохе. Через некоторое время втяните следующую порцию воды, при наличии опыта этот процесс повторяется несколько раз. Задержите в себе некоторое время воду и выбросьте ее естественным путем. Басти освоить трудно, но стоит потрудиться.
Кто не освоил ашвини, может пользоваться специальным мундштуком, который для удобства смазывается вазелином. Если вы чувствуете, что вода полностью не вышла, проделайте маюрасану, а потом наули слева направо. Принято считать, что басти имеет преимущество перед клизмой, так как поступление воды происходит не насильственно, а исключительно посредством вакуума, создаваемого работой мышц. Процедура повторяется периодически, но делать ее ежедневно не рекомендуется, так как мы должны помогать природе выполнять ее функции, но не подменять их.
Йк * * *
Теперь в качестве общего итога к очистительным действиям кишечника остановимся на некоторых общих вопросах пищеварения, чтобы четче осмыслить себе действие предложенных выше процедур.
Наш пищеварительный тракт—умная машина и требует к себе более пристального внимания, чем получает его в действительности.
Принятая пища подвергается длительному путешествию и обработке, прежде чем она будет усвоена. Установлено также, что пищеварительная система обладает автономной системой управления и хорошо справляется со своими обязанностями даже тогда, ковда ее нервы отделены от мозга.
Схема движения пищи состоит из следующих этапов: рот, пищевод, яселудок. привратник, 12-перстная кишка, тонкие кишки и толстые, прямая кишка. Есть вспомогательные органы. не входящие в общую систему: печень, поджелудочная железа и другие. Можно условно выделить 4 важных отделения:
I. ‘Pot — здесь пища измельчается и смешивается со слюной. Если пища слабо разжеванй и плохо смешана со слюной, то от этого страдают и другие органы.
2. Желудок — здесь пищевая масса равномерно смешивается с желудочным соком (кислотой) за счет волнообразных движений 3-5 раз в минуту. Стенки желудка не только выделяют сок, но и частично всасывают некоторые вещества.
3. Тонкие кишки — их длина 6,5 метров. Здесь осуществляется главное таинство усвоения веществ, идущих на создание крови.
4. В толстых кишках скапливаются шлаки, из которых всасывается лишь вода. Чем быстрее мы избавляемся от этих шлаков, тем лучше.
Все питательные вещества, прежде чем попасть в общий кровоток, очищаются в печени. Мы оказываем хорошую услугу нашей пищеварительной системе посредством периодических дхаути, приема правильно сбалансированной пищи и практикой периодического дозированного голодания. Для специальных целей йоги умеют голодать до 70 дней, во время такого голодания очищается не только тело, но сознание и дух.
Пищевой тракт — это не .просто трубопровод, изготовленный из особой ткани, но нечто более сложное. Внутренние стенки всего тракта выстелены особыми всасывающими устройствами (корешками), которых насчитывается более 20 тЫсяч. Они, как корни растения, постоянно всасывают питательные вещества. Если пищевые массы по какой-то причине задерживаются на стенках кишок, *то процесс усвоения нарушается. Теперь можно себе представить, в чем состоит польза периодических дхаути. Йоги считают, и не без основания, что 9/10 всех болезней берут свое начало от нарушений пищеварения.
Опытные исследования, проводимые в различных клиниках (особенно в институтах Йоги в Индии), подтверждают особую эффективность гигиенических процедур при лечении диспепсии, запоров, полноты, расстройства желудка, скопления газов, гастрита, заболеваний почек, печени.
Круг показаний применения гигиенических процедур очень велик, но во всех случаях необходимо учитывать индивидуальные особенности, имеющиеся органические нарушения и руководствоваться опытом людей сведущих. В пользу гигиены йогов говорят и другие факты.
Человек по существу является ядовитой лабораторией и живет под постоянной угрозой самоотравления, если по какой-то случайной причине недостаточно сработают защитные
силы. С этой точки зрения есть мнение видных исследователей, которые высказывают мысль, что смерть человеку не запланирована, но если он уходит из жизни преждевременно, то только в результате постоянного внутреннего отравления от несовершенства пищи, нарушений в системе пищеварения и внешнего отравления от загрязненной окружающей среды. Судите сами, взрослый здоровый человек выбрасывает в экскрементах 30-50 миллиардов бактерий. Большинство из них является частью нашей внутренней микрофлоры, и ядовитое действие их выделений каким-то тонким механизмом обезвреживается до тех пор, пока эта совершенная система уравновешена здоровым протеканием процесса пищеварения. Но при малейшем сдвиге в этом равновесии наступает процесс самоотравления, который. разумеется, не носит такого характера, что человек тут же погибает от ядовитых токсинов, но непоправимый отпечаток на долголетие откладывается.
Непременным условием существования живого организма является непрерывный процесс самообновления — одни клетки умирают, а другие становятся на их место. Организм должен очень четко выполнять свою работу по очищению тканей от этих мертвых, разлагающихся трупов клеток. Малейшее нарушение в этом важном очистительном процессе также ведет к устойчивым отравлениям. Что здесь предлагают йоги? Одних только дхаути уже недостаточно, и здесь проявляется действие асан и дыхательных упражнений.
Есть одно очень любопытное сравнение, подчеркивающее крайне высокую эффективность системы очищения йогов. Известно, что умерший человек уже в первый день начинает усиленно разлагаться. Но мы знаем, что йоги могут быть похоронены на много месяцев и находиться на грани жизни и смерти без воздуха и без всяких признаков жизни, их не могут обнаружить даже приборы. Вся подготовка йога к этому «захоронению» связана с сильным внутренним и внешним очищением, ибо в чистой среде бактерии не находят условий для размножения.
Среди очень ученых умов в одно время существовало мнение, что толстые кишки, коль они уже не усваивают, а только пропускают через себя эту бурлящую и гниющую массу, следовательно, могут быть удалены, и от этого долголетие человека возрастет. Правда, до этого не дошло, так как скоро были полу-
чены другие неопровержимые факты, что толстые кишки — это очень нужный и утонченный орган. Йоги здесь рассудили по-иному. Они решили, что если толстые кишки созданы природой, то они необходимы, ибо в природе не бывает непродуманных творений. Они решили помочь природе, а именно — побыстрее избавляться от ненужных шлаков посредством простых упражнений, взятых из жизни людей, которые ведут естественный образ жизни. С этой точки зрения мы можем вновь проанализировать особенности асан в их действии на перистальтику и интенсивность процесса выделения, а также общее оздоровление всей пищеварительной системы.
Сообщим некоторые особенности применения очистительных процедур.
1. Лица, имеющие заболевания внутренних органов, не должны решать самостоятельно вопрос применения очистительных действий.
2. При совершенном выполнении басти воду можно довести до тонких кишок, в этом случае эффект нижней промывки будет очень высоким. Плавное выполнение уддияны дает возможность поднять воду выше в толстые кишки, а наули усиливает очищающий эффект. Более того, необходимо после принятия в себя воды лечь на правый бок, а потом последовательно принять все остальные три положения в лежачем состоянии.
3. Басти, принятое в глубокой кадке, оказывается наиболее эффективным, так как глубокое проникновение воды обеспечивается за счет принципа сообщающихся сосудов.
4. Некоторые западные практики Йоги высказывали мысль о возможном явлении антиперистальтики, то есть что эти специфические движения кишок могут быть встречными естественному состоянию. Многовековой опыт не подтверждает эту мысль. При басти вода поднимается в толстые кишки не за счет перистальтики обратного действия, а за счет вакуума, создаваемого наули.
5. Для основательной промывки желудка институт Иогенд- ры рекомендует выполнять ваман-дхаути ежедневно в течение двух недель, а затем через день в течение месяца. В процессе такой промывки желудка может появиться коричневая окраска рвотного содержимого — это признак того, что с болезнетворно го слоя вымыты испорченные миниатюрные капилляры. Если в процессе промывки не наблюдалось болей, то можно считать.
что промывка была совершенной и в течение определенного времени уже не потребуется.
НЕТИ (уход за носовой полостью)
«… неги очищает клетки мозга, наделяя его божественным светом и уничтожает все болезни головы и шеи».
ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКА
Сейчас врачи соглашаются с тем, что такие распространенные болезни, как ангина, тонзиллит, свинка, воспаление пазух, дифтерит, детский паралич, грипп, туберкулез, ревматизм и многие другие простудные заболевания, могут быть предупреждены, если больше внимания уделять уходу за носом. То же самое можно сказать о полипах, аденоидах, искривлении хряща, катаре носовой полости. Заявление йогов о том, что очищение носа улучшает зрение, уже не вызывает сомнений. Для йогина нос — ворота праны, и нарушение дыхания ведет к дисгармонии между солнечным и лунным дыханиями. Закупорка одной ноздри ведет к преждевременной старости, так как закупорка одной ноздри нарушает очищение крови. Нам также известно, что в таком состоянии меняются пульс и температура, снижается способность концентрации и умственной работы.
Через нос проходит воздух, загрязненный мельчайшими частичками, которые оседают на слизистых оболочках, обезвреживаются антисептическими свойствами слизи, а затем удаляются естественно. В условиях нашей современной жизни запыленность воздуха очень высокая и влажность воздуха ниже обычной нормы, поэтому очищающее свойство носа снижено.
Йоги предлагают несколько способов очищения носа: очищение водой в нескольких вариантах, механическое очищение, расширение каналов при помощи зондов и специальный массаж.
ДЖАПАНЕТИ (очищение водой)
Данный метод имеет три варианта, но во всех случаях необходим стакан воды, в котором растворяется половина чайной ложки соли.
1. Втягивайте воду через обе ноздри одновременно и сплевывайте через рот. Затем через каждую ноздрю попеременно. Вода втягивается не обычным способом через посредство вдо-
ха, а специально так, как будто вы расширяете полость рта. создавая вакуум.
2. Набирайте воду в рот и выпускайте через нос. Наберите полный рот воды, сожмите губы, сделайте полный выдох, наклоните голову вниз так, чтобы вода собралась в нижней части рта и сделайте такое движение, как при чихании. Иногда можно пощекотать в носу.
3. ‘Сифонное промывание. Наклоните голову и поверните ее вправо, к правой ноздре приложите носик чайника и сделайте так, чтобы из левой ноздри потекла вода. То же проделайте в обратной последовательности. После освоения этого метода вы сможете выполнять сифонную промывку из обычного стакана. Погрузите обе ноздри в стакан, втяните в них воду, осторожно освободите одну ноздрю, и из нее побежит вода по принципу сообщающихся сосудов.
После окончания процедуры наклонитесь вперед до угла 90 градусов и, быстро вдыхая и выдыхая, поворачивайте голову из стороны в сторону, вверх и вниз для удаления воды, оставшейся в носоглотке и в пазухах. Сифонное промывание имеет свое специальное применение для лечебных целей. При помощи заварного чайника поочередно в каждую ноздрю заливают свежее молоко и глотают его, также — жидкое теплое масло. Для чего это делается, станет ясно дальше.
Джаланети не только очищает носовые проходы, но и оздо- равливает мозг и успокаивает нервную систему. Это большое облегчение в жарком климате и пыльной среде. Агенты страховых компаний Запада рекомендуют джаланети своим клиентам во время эпидемии гриппа. Это упражнение полезно в случае хронического головного заболевания, бессонницы или, наоборот, сонливости. Стимулирует ум, задерживает выпадение волос и их преждевременное поседение, особенно полезно для восстановления памяти, излечивает кашель и болезни носа; раздражительность, тусклость зрения, болезни ушей, ухудшение слуха также может излечить.
Изучив этот метод, мы можем идти дальше — постепенно охлаждать воду и таким образом закалять носоглотку, что весьма существенно в холодном климате. Делайте промывки морской водой, а если ее нет, готовьте раствор из равных частей соли, соды и капли йода. Очень полезно делать нети одновременно с чисткой зубов.
СУТРАНЕТИ (механическая очистка носовых каналов)
Необходимо протянуть нитку через нос и рот. Скомкайте часть нитки и вставьте глубоко в нос, затем резко втяните воздух. Мощная струя воздуха проведет нить в горло, откашляйтесь, и второй конец будет у вас в руках. Делайте все это осторожно, иначе можете повредить носовой канал. Повторите все так же через вторую ноздрю. При определенном навыке вы сможете провести через нос гибкий резиновый шнур сечением 3-4 миллиметра. В первое время нос будет реагировать на присутствие шнура резкой реакцией, а в глотке могут появиться рвотные позывы, но скоро эти симптомы проходят.
Скрутите толстый шнур из тонких нитей и, пропитав его полностью воском, присядьте и, используя 12 дюймов этого шнура, всуньте его в нос, и вытащите его через рот после тщательного «пиления» им. Выполняя это упражнение ежедневно, вы освободитесь от всех болезней носа, ушей и зубов, и у вас появится блеск в глазах.
БХАКТИШКРИТА ГРАНТХА
Сутранети и джаланети являются частями одного и того же упражнения, сперва выполняется сутра-, а потом джаланети. Первое очищает носоглотку от механических осадков, а второе омывает. Эффект сильно возрастает, если к этим двум действиям добавить массаж и вместо воды применить молоко или масло.
Все виды очистки носоглотки, помимо уже указанных, еще оздоравливают и стимулируют 12 пар черепно-мозговых нервов.
ГАРМАНЕПГИ. Это расширение носовых каналов при помощи особых зондов. Техника передается в порядке устной традиции.
* * *
Все процедуры нети отличаются высокой эффективностью. В результате их применения часто проходят головные боли, бронхиальные заболевания, гайморит и другие. Зарегистрированы случаи восстановления зрения и излечения миндалин.
Научитесь пить носом воду обычной температуры — метод простой, но польза огромная. Выпив стакан воды таким образом утром, вы весь день будете ощущать приятную свежесть, получите хороший тонус мышц лица. Мозг и центральная нервная система освежаются, исчезают морщины, возбуждаются и стимулируются железы носоглотки, обостряется зрение. Йоги рекомендуют выпивать стакан воды носом перед наули, от этого эффект обоих упражнений возрастает.
НАУЛИ (или лаулики)
Технику этого упражнения мы подробно описали в главе «Асана». Очищающее действие наули, как и уддияны, состоит в том, что они массируют и оздоравливают органы пищеварения, усиливают перистальтику, и, как результат, процесс усвоения питательных веществ и выделения улучшается. Наули заставляет быстрее покидать наш организм шлаки, и, следовательно, их отравляющее действие сказывается в меньшей степени. Но есть нечто большее, эта крийя подготавливает нас к духовному возрождению.
ТРАТАКА (фиксирование взгляда)
Упражняющийся в тратаке излечивает болезни глаз и бессонницу, ее нужно держать в секрете, как хорошо охраняемое. сокровище.
УПАНИШДЦЫ
На первый взгляд, в фиксировании взгляда нет ничего очищающего, но в действительности из всех 6 крий тратака самая значительная, так как ее практика очищает нас от всего, что мешает нам сосредоточить ум. Кто не научился сосредоточивать свой ум, тому закрыт путь в высшую Йогу. Тратака еще и укрепляет зрение, делает его острым и глубоким. Это классическое упражнение.
Она чрезвычайно полезна для любой ветви Йоги.
Она наиболее действенное средство приобретения контроля ума.
Она основа основ концентрации.
Она ведет нас к дхиана, где все медитационные предметы есть тратака.
Она основное упражнение для изучающего Йогу.
Это непрерывное пристальное смотрение не мигая на определенную точку или предмет. Предназначено главным образом для развития силы концентрации и умственного сосредоточения.
Ш.С. ШИВАНАНДА
Не мигая и не закрывая глаз, смотри на маленькую точку, пока не потекут слезы.
ГХЕРАНДА
Кое-где есть указания, что совершенная тратака приводит к ясновидению и приобретаются магические свойства,.
ГЛаз — это средство для выражения воли, которая исходит из известного центра аджна. Для уяснения сущности тратака рассмотрим два примера.
Пусть мы сосредоточили свой взгляд на каком-то предмете, и спустя некоторое время мы заметим, что он не задерживается на одной точке, а скользит, «изучает» данный предмет, и параллельно со взглядом скользит наше сознание. Следовательно, если бы мы могли остановить свой взгляд на одной точке, то и сознание наше тоже остановилось бы. По этой причине самым распространенным упражнением в тратаке является фиксация взгляда на черной точке, нанесенной на белый лист. В других случаях рекомендуется нарисовать солнечный диск с ОМ в центре. Получается так, что чем меньше предмет мы будем рассматривать, тем устойчивей будет фиксация взгляда, но в медитации дело обстоит по-другому, там чем больше предмет, то есть чем больше он содержит деталей, тем легче медитировать. В этом случае взгляд будет скользить от одной детали к другой, подолгу задерживаясь. Весь процесс медитации будет состоять как бы из отдельных тратак.
Бывает и другое состояние. Мы сильно задумались и уставились невидящими глазами вдаль. Если после этого мы снова возвращаемся к чтению или иной работе, то чувствуем значительное облегчение, это уже новая сущность тратаки на удаленных предметах, на звездах, луне и так далее. Почему у горцев и моряков острое зрение? Потому что их взгляд постоянно устремлен вдаль. При таком смотрении хрусталик и связанные с ним мышцы расслабляются. Но при длительном чтении мелкого шрифта или иной мелкой работе хруст — тик меняет свою форму, и от постоянного такого занятия зрение нарушается.
Тратака еще приближает нас к известной уже самбхави- мудре.
Совет концентрировать взгляд до тех пор, пока не потекут слезы, не является обязательным условием для целей оздоровления, но желателен для обретения ментального образа. Тренировка в фиксации взгляда должна быть постепенной и осторожной. Если предмет сосредоточения закреплен на стене и во время интенсивной тратаки стена будет казаться золотой. — эТо уже хороший признак, но не у всех так бывает.
Фиксируйте свой взгляд на пламени свечи. Преимущества такой тратаки сводятся к тому, что при малом пламени свечи комната будет мало освещена и вас не будут отвлекать посторонние предметы, и пламя по своей структуре однообразно и приятно для взгляда. Сосредоточивайтесь на самом кончике пламени в позе падмасана на расстоянии 1-1,5 метра. С течением практики желание моргнуть глазами будет все дальше и дальше отодвигаться по времени, но насилия здесь не должно быть. Спустя месяц переходите к фиксации взгляда на отраженном пламени свечи, для чего используйте широкую тарелку с водой. Т&кая тратака имеет особый смысл, но об этом говорить еще рано.
Потом мы убедимся, что тратака подготовила нас к сосредоточению, так как чем больше тренирован и сосредоточен взгляд, тем сильнее развита способность к обузданию мысленного потока. Но есть еще нечто большее — глаз, шишковидная железа и гипофиз каким-то особенным способом функционально связаны так, что работа с одним органом оказывает влияние на другой.
КАПАЛАБХАТИ
Техника нам известна из пранаямы, но здесь необходимо дополнить, что капалабхати не только физически очищает дыхательные пути и лобные пазухи, но оно также очищает тонкие структуры нашего организма и готовит его к принятию праны.
По этой причине капалабхати имеет одинаковое отношение и к пранаяме, и к ШАТ-КАРМАМ.
С точки зрения физического очищения, наибольшим достоянием капалабхати является очищение лобных пазух. Это две особенные воздушные полости у основания носовых каналов. Полипы, катар носа, воспаление самих лобных пазух возникают от нездорового содержания последних.
Благотворное влияние на лобные пазухи, кроме капалабхати и бхастрики. оказывает поочередно дыхание ноздрями, где необходимо вдох делать левой ноздрей, без задержки — выдох правой и далее вдох правой и выдох левой, всегда вдох равен выдоху без задержки на вдохе.
Этой же цели служит КАПАЛА-РАНДХА-ДХАУТИ — это массаж большими пальцами лба выше бровей. Этот массаж, с точки зрения физического воздействия, возможно, не имеет существенного значения, так как означенные пазухи находятся за костной тканью, здесь имеет место магнетическое действие. При головной боли капала-рандха-дхаути можно проверить на себе, для чего на лоб кладут большие пальцы так, что они образуют как бы вторые брови, остальные пальцы растопырены по сторонам так, что мизинцы лежат под ушными отверстиями, при этом руки должны быть крест-накрест.
Капалабхати — последняя шат-карма, которой мы и заканчиваем главу.