Важные вопросы по йоге

jogi1.НИЧЕГО БЕЗ ПСИХИКИ
Человеческая мысль — сила творческая, могущественная. Вот почему йоги всегда требуют сосредоточения мысли на том, что делается в данный момент. Только такое сочетание мысли и действия всегда дает чудесные результаты.
Влияние любого упражнения возрастает, если усилие мысли сконцентрировано на желаемом (ожидаемом) результате. Это пока только прикладная концентрация, которая нас дисциплинирует, развивает целенаправленное мышление и готовит нас к собственно концентрации. Йоги утверждают, что вниманием и концентрацией мы можем избавиться даже от наших болезней.
Современная медицина широко практикует психотерапию и аутотренинг — все это было очень хорошо известно древним йогам.
Кто уже прикоснулся к этому искусству, что психотерапия, как и аутотренинг, не противоречат рассудку и не только укрепляют здоровье, но и дают удовлетворение жизнью, хорошее настроение и не противоречат общепринятым нормам поведения. Внушение — очень большая сила. На чувствительных весах в горизонтальном положении уравновешен человек. Ему предложено решить устную задачу, и скоро равновесие нарушается в сторону головы. Если теперь он представит, что поднимается в гору, весы перемещаются в противоположную сторону. Здесь одно только мысленное усилие регулирует приток крови. При определенном навыке вы сможете менять температуру в разли чных частях тела.
Мысль — это проявление разума. Она формирует нашу судьбу к лучшему или худшему. При помощи мыслей мы делаем добрые поступки, а плохие мысли толкают нас ко злу. Мысли он
рбделяют нашу судьбу, они господствуют над всей нашей жизнью. Вот почему так важно управлять не только своим телом, но и мыслями, чувствами. Сила сосредоточения мысли велика, она может контролировать и подчинять волю других. Сосредоточенная мысль — это солнечный луч, пропущенный через оптическую линзу, он может сжигать.
Очень важно, чтобы человек вовремя осознал силу своих мыслей, уверовал в свое «Я», которое создает и укрепляет наше тело, независимо от нашего сознания. Отрицательный индивидуум ожидает помощи извне, но не изнутри себя. Как много людей страдают от недостатка недоверия к себе, они всегда беспомощны, всеща терпят неудачу.
Цель Хатха-Йоги сделать наше сознание зависимым от нашей воли, подчинить наши чувства, эмоции и направить их на благие намерения, так как человек, умеющий сосредоточиваться в полном смысле этого слова, обладает могучим оружием и может использовать его во зло.
Вся наша йогическая практика должна носить целенаправленный, сознательный характер. Это нелегко. Наши мысли рассеяны и не могут длительное время задерживаться на одном. Этому искусству необходимо обучаться постоянно и вырабатывать в себе силу самовнушения, а пранаяма и тратака помогут нам в этом.
С. Эсудиан убеждает нас, что сосредоточением мысли мы можем оживить различные центры нашего тела посредством возбуждения нервов:
«Как только вы направляете сознание на нервные клетки од ной части вашего тела, сразу же вызывается реакция. Естественно, что эта реакция не будет такой сильной… В первое время мы должны довольствоваться тем, что в результате высших течений. направленных на них, эти нервы возбуждаются, и мы ощущаем чувство теплоты и усиленной циркуляции крови. Но если мы будем направлять наше сознание непрерывно в течение ряда лет в группы нервов, последние начнут развиваться… Таким образом, мы мало-помалу можем оживить каждую часть нашего тела».
Истинная психическая тренировка начинается после этой главы, но прежде мы должны научиться воздействовать на себя. Такой опыт не приобретается сразу, его необходимо развивать. Если на первом этапе мы внушаем себе получить желаемый ре
зультат от выполняемого упражнения, то сейчас необходимо ставить более значительные задачи. В этой более высокой практике мы будем исходить из следующей зависимости: каждая мысль оставляет определенный след в нашей психике, и чем чаще повторяется эта мысль (внушение), тем большую силу повториться (реализоваться) она приобретает. Но одного внушения мало, необходимо в повседневной жизни быть соответственным внушаемой формуле. Приведем несколько примеров-упражнений:
1. Вам необходимо побороть в себе робость и слабость воли. Поднимите голову, встряхнитесь, расправьте грудь, смотрите прямо в глаза своему собеседнику, говорите громко, ясно и не торопитесь. Чувствуйте себя сильным, твердым и решительным. При любых способах внушения необходимо еще сосредоточивать свое внимание на представлении, имеющем прямое отношение к желаемому результату. Воображайте себя таким, каким вы желаете себя видеть. Можете поупражняться перед зеркалом, принимая свое отражение за собеседника.
Нет необходимости приводить здесь еще подобные примеры, так как вы их можете найти сами, необходимо только придерживаться общих принципов:
а) весь процесс самовнушения состоит из последовательной цепочки: формула + внушение + представление + следование желаемому результату;
б) при построении формулы не должно быть таких выражений, как «я прошу…», «я хочу…», «я желаю…». Формула должна быть утверждающей, как, например, следующие:
* (твердость). Слабость чужда мне. Я тверд. У меня характер сильный и твердый. Во всех своих мыслях, словах и действиях я проявляю твердость. Ничто не может поколебать мою твердость. Я всегда тверд.
* (воля). У меня железная воля. Я хочу и я могу. Я всякое дело довожу до конца. Моя воля настолько сильна, что я преодолею все препятствия без всякого усилия. Я делаю только то, что нахожу нужным.
* (самообладание). Я отлично владею собой. Ничто не вы водит меня из себя. Я вполне владею своими чувствами, стра стями. желаниями. Все поступки подчинены моей воле. Я все делаю сознательно.
— (терпение). Я терпелив. Я все довожу до конца. Я умею ждать. Терпение — отличительная черта моего характера. Я настолько терпелив, что вызываю удивление окружающих;
в) повторяйте внушаемую формулу 5-10 раз утром и перед сном, а также и в других случаях;
г) самовнушение дает лучшие результаты, если оно производится в полусонном (гипнотическом) состоянии, то есть в промежутке между сном и бодрствованием. Именно в это время необходимо думать о том, что желаешь себе внушить;
д) самовнушение в некоторых случаях необходимо производить в состоянии расслабления;
е) лучшая форма внушения достигается тогда, когда вы свою формулу напишете крупным шрифтом. Сядете против листа на расстоянии 1-1,5 метра, расслабьтесь, отрешитесь от внешних впечатлений и сосредоточьтесь на содержании формулы;
ж) сосредоточение на внушаемой мысли сочетайте с дыханием. На вдохе читайте свою формулу, на задержке усваивайте содержание ее, повторите свою формулу также на выдохе. Дыхание усиливает мысль, дает ей силу и жизненность;
з) конструируйте сами свои формулы и не бросайте их, пока не достигнете желаемого результата. При наличии опыта время освоения формул в практической основе сильно сокращается.
СОН
Сон, как говорят йоги,— не удовольствие, а естественный отдых организма, период активного восстановления сил и энергии. Недостаток сна так же вреден, как и его избыток. Со сном нужно быть бдительным. Утомляемость вызывает сонливость — это естественное явление. Неподвижность и безделье также вызывают сонливость — это наркотическое действие сна, он может быть вызван подсознательной попыткой уйти от тревог и забот жизни или от нервного перенапряжения. В таких случаях необходимо уметь властвовать собой. С приближением ночи в нашем организме происходят важные изменения, устанавливается иной ритм работы. Йоги утверждают, что самый полноценный сон от 22 до 24 часов. Кто проявляет заботу о своем здоровье, должен придерживаться этого времени. Сон после 5 часов неспокойный и неполноценный.
Положение во время сна головой к северу обеспечивает согласование собственного магнитного поля с магнитным полем Земли, что весьма существенно для нервной системы.
Если вы внимательно изучили предыдущий материал, то вы уже знаете, как можно вызвать или прогнать сон. Савасана перед сном в сочетании с перевернутыми позами и интенсив ными формами дыхания может прогнать сон, но этим не следует злоупотреблять.
Спите в темноте, избегайте очень мягкой постели. Снотворное вредно, если иногда к нему прибегают, то исключительно как к лекарству и в краткие промежутки времени. Необходимо искать иные методы укрепления сна. Рекомендуется перед сном стакан теплого молока или стакан теплой воды, можно ложку меда с водой, в общем, любое естественное средство, кто к чему себя приучит.
В постели расслабьте все мускулы (остерегайтесь засыпать с напряженными мышцами). Приведите себя в пассивное состояние, замедлите дыхание. Лучше представить себя уже спящим — вам приятно, ваше тело отдыхает. Стойко удерживайте эту формулу, и сон наступит.
Чем ворочаться в постели, изматывать себя тяжелыми мыслями, лучше встать, сделать несколько дыхательных упражнений, полежать на жестком полу — после таких мер сон наступит скоро.
В совершенном овладении медитацией и особенно сверхсо- знательным состоянием мы узнаем нечто большее о сне, при некоторых обстоятельствах в нем просто не будет необходимости. Во время обычного сна мышцы расслабляются, но сердце, легкие и другие органы работают непрерывно, без отдыха. В сверх- сознательном состоянии все органы остаются в состоянии приостановленной жизнедеятельности и. как считают йоги, электризуются космической энергией. Совершенные йогины в течение многих лет не спят.
Йоги также считают, что если спящий видит сны, то он остается в астральном теле и без усилий создает объекты своих сновидений, но такой сон считается неполноценным. Если же сон без сновидений, то это значит, что человек переносит свое сознание на причинное тело, такой сон производит оживляю щее действие.
МОРАЛЬНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОЗВЫШЕНИЕ. ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА
Вспомним индийских йогов, из которых никто никогда не был растерзан тигром или ужален змеей, которыми полны индийские джунгли. Не только тигр, это воплощение жестокости и кровожадности, не трогает йога, но и тигрица своих детенышей несет к ногам йога, когда ей нужно оставить их, ибо знает, что у ног йога они будут целы и никто не тронет их. Если же йог иногда убивает взглядом тигра, то не потому, что таково желание йога, но злая воля животного разбивается о защитную броню йога, о его психическую энергию.
АГНИ-ЙОГА. 565
Йоги рассматривают каждого человека как воплощающего в себе три энергии, находящиеся в единстве. Речь идет об известных нам уже гунах: раджас, тамас, сатва — суть три качества ума.
Раджас — страсть, раздражительность, рассеянность, неугомонность, привязанность, желания, жажда власти, богатства, положения, славы. Такой человек постоянно активен, он в действии, но вся его энергия направлена на удовлетворение корыстных желаний. Такой человек всегда недоволен, ненасытен, его сознание затуманено.
Тамас — это темнота, инерция, лживость, сонливость. Действия такого человека не подчинены рассудку.
Сатва — это мудрость и гармония, знание, одухотворенность, доброта. Такой человек обладает спокойным умом, он постоянно соприкасается с мудростью через посредство чтения серьезных книг и через общение с мудрыми людьми.
Все перечисленные гуны присутствуют в человеке, никто не свободе» от них. Какая гуна преобладает, таков и человек. Задача йогина привести свой ум, свой характер, мораль и этику в сатвическое состояние. Это достигается не сразу, нужны время, упражнения, опыт, но чрезвычайно важное условие — твердое желание стать на путь совершенствования.
Раджас и тамас — это гуны, с которыми необходимо бороться, чтобы развить в себе силу и могущество воли. На некотором этапе эти гуны необходимы человеку, они ему нужны, как гири атлету. Одерживая победу за победой над гунами, йогин
обретает силу характера, несокрушимую волю, очищается морально и духовно.
ЙОГИН ДОЛЖЕН ИСКОРЕНИТЬ ГНЕВ. Гкев — сила разрушительная, и его необходимо подавлять, побеждая в себе личный элемент. Но есть возвышенный род гнева — это неспра ведливое отношение к слабому, угнетению, порабощению. Здесь йогин не остается безучастным.
В любом случае не теряй самообладания, иначе станешь опасным, так как твоя возрастающая сила мысли, возбужденная раздражением, станет проклятьем для мира. Поэтому не теряй самообладания и помни, что на пути Йоги злобная мысль способна испепелить твою жертву, а потом и тебя самого.
За каждое зло, которое ты причинишь вольно, обладая силами Йоги, тебе придется жестоко расплачиваться. Ты или отстанешь в развитии, или будешь жестоко страдать физически и морально, либо умрешь (за большое злодеяние), либо окажешься в доме умалишенных, запомни это и не допускай ошибок.
Не поддавайся соблазну пустить в ход силу, которую ты уже в себе ощутил.
ЙОГИН ДОЛЖЕН ИЗЖИТЬ из своего характера чувство злобы. Злоба — это низкий вид невежества, в состоянии злобы человек опускается ниже животного. Нельзя приближаться с таким слепым чувством к высшему знанию.
Всякий раз, как мы подавляем в себе ненависть или чувство гнева, мы накапливаем тем массу полезной для нас энергии, и эта энергия преобразуется в высшие силы.
Ш.С. ВИВЕКАНАНДА
ЙОГИН ДОЛЖЕН ПРЕОДОЛЕТЬ чувство страха. Страх — враг психической энергии, он парализует волю и действие высших принципов. Под действием страха человек лишается самого ценного для себя — разума и превращается в бессознательное существо. Страх опускает человека ниже животного. Страх заразителен, кто не видел безумия в панике. Рано или поздно вибрацией страха человек приближает к себе то, чего он боится.
ЙОГИН ДОЛЖЕН ВОСПИТАТЬ в себе чувство гуманизма. Он стремится помочь каждому, он в каждом видит брата и сест ру. Как бы ни был тебе неприятен и отвратителен человек, ты
должен понять его. Это не значит, что не должен видеть дурного в человеке, но ты должен оправдать это дурное чем-нибудь и стремиться его устранить. Пока ты не познал истины, как можешь ты судить других?
БЛАГОРОДНАЯ ТЕРПИМОСТЬ — в самом широком смысле, терпимость ко всему окружающему, не требовать от людей больше, чем они способны. Терпимое отношение ко всем убеждениям, обычаям и традициям. Умей видеть в каждом человеке внутреннее, а не только внешнее.
ВЫНОСЛИВОСТЬ — способность все терпеливо переносить. не испытывать гнева и уныния, свобода от всякой обидчивости и развитие способности все прощать. Ничего йогина не должно разгневать или вывести из равновесия, никакие препятствия не заставят свернуть его с избранного пути. Он видит путь, знает цель и спешит к ней. Он верит в свои силы, в свое высшее «Я». Он доверяет знанию и убежден, что идет по пути высшего совершенствования.
КОНТРОЛЬ МЫСЛЕЙ — это важнейшее качество, которое должно быть сильно развито и, пожалуй, самое трудное во всей практике Йоги. Умение управлять своими мыслями — признак растущей индивидуальности. Мысль совершенного йогина становится большой жизненной силой, он способен оказать большое влияние на людей. Кто умеет мыслить непрерывно, ясно и точно, сумеет и в материальном мире пробить себе дорогу. Умение управлять своей мыслью и знание ее мощи дает йогину способность оказывать влияние на других, и. таким образом, он становится сотрудником прогресса в пределах того мира, в котором он существует в данном воплощении.
Ученик, приблизившийся к основам Йоги, согласится с тем, что мысли, порождаемые нами, распространяются и влияют на других и, с другой стороны, чужие мысли доходят до нас и влияют на наше мышление. Как важно иметь всегда и во всем только добрые мысли. Не зря поэтому в сокровенном индусском писании «ГЬлос безмолвия» сказано:
«Борись с нечистыми мыслями ранее, чем они одолеют тебя. Не щади их, как они не щадят тебя, ибо если уступишь ты им, они укрепятся и начнут расти, знай воистину: мысли одолеют и убьют тебя. Берегись, ученик, не допускай даже тени от них приближаться к тебе. Ибо тень эта начнет расти, увеличиваться в объеме и силе, и порождение мрака поглотит все твое существо, прежде чем ты успеешь заметить присутствие темной силы».
ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА — процесс очень емкий, так как приходится иметь дело с самыми различными проявлениями человеческого существа и нельзя дать исчерпывающую методику на все случаи. Мы рассмотрим лишь один пример, который, впрочем, характерен. Можно считать, что наш характер — это комплекс определенных привычек (посеешь привычку — пожнешь характер). «Переделать себя» — значит, заменить одни привычки другими. Первое средство — это волевое усилие, но такой путь приемлем для натур сильных. Более того, есть настолько укоренившиеся привычки, что только волевое усилие может оказаться небезболезненным для нервной системы, и поэтому здесь необходимы меры самовоспитания и самовнушения.
При самовнушении необходимо постоянно повторять формулу желаемого результата до тех пор, пока она не утвердится в вашей душе и в подсознании не взойдут ростки новых привычек. Это своеобразный самогипноз.
Вода долбит камень не силой своей, а частым падением. Поэтому постоянно внушайте себе, например, такую формулу: «У меня нет страха». Повторяйте ее постоянно и везде. В первое время это занятие вам покажется скучным и малозначительным, но результаты скажутся очень скоро.
Расслабьтесь в вашей позе, отгоните все мысли и сосредоточьте свои силы на одной этой формуле. Повторяйте ее перед сном и не бойтесь, сон от этого не пропадет, а наоборот, быстрее наступит, повторите ее при пробуждении и проснувшись ночью. Рисуйте себе мысленный образ самого себя таким, как будто вы уже обладаете этим качеством. Переделать себя трудно, но дело стоящее. Победите свое низшее «я», иначе вам не познать своего высшего «Я».
Прочитав эти наставления, не всякий заглянет в глубину своего сердца и попытается прикоснуться к жизни более благородной, но даже знание своих отрицательных качеств — это уже начало нравственного очищения, начало возвышения над самим собой.
Для йогина существуют вполне определенные и четкие границы добра и зла. Эти две противоположности человеческого бытия не свыше ниспосланы, не ииушение нечистого, а явления, порождаемые сутью человеческой. Социальная среда ока
зывает большое влияние, но от самого человека зависит, от его свободной воли, чем ему быть — ангелом или дьяволом.
Учителя Йоги начинают посвящение в эту науку с воспитания высоких нравственных и духовных качеств, уделяют особое внимание работе над кругозором и сознанием.
Йогин должен глубоко познать себя, чтобы его постоянное стремление к совершенствованию было целенаправленным и носило последовательный характер. Для йогина уже недостаточно придерживаться принципа: «ОТОЙДИ ОТ ЗЛА И СОТВОРИ БЛАГО». Своим поведением, своим трудом, всем своим естеством он должен противодействовать любым нездоровым проявлениям в своем обществе, ибо он знает, что многие его собратья еще очень далеки от истинных духовных устремлений, от различения добра и зла и помочь им в этом — его долг.
ПРАТЬЯХАРА