БОЛЬШАЯ ПРАНАЯМА (классическая)

lotus-manКогда ученик овладел одной из асан для сидения настолько, что может, не чувствуя усталости, неудобства и боли, находиться в этой позе по меньшей мере полчаса, можно приступать к упражнениям в пранаяме.

Есть 8 главных пранаям (кумбхак): САХИТА, СУРЬЯБХЕДА, УДЖАЙИ, СИТАЛИ, СИТКАРИ. БХАСТРИКА. БХРАМАРИ. МУРЧ- ХА, КЕВАЛИ (лавини).

Каждая из приведенных пранаям имеет самостоятельное действие и каждая может быть рекомендована ученику на его

пути в зависимости от его особенностей и конечной цели. Все пранаямы взаимно связаны друг с другом, взаимно дополняемы и по степени сложности выходят одна из другой.

Практикой пранаямы преследуется две цели: очищение надей и достижение контроля над мысленным процессом. Исходя из этого положения, есть два направления в Йоге: Раджа-йога Патанджали (способ управления умом) и Хатха-Йога Гкеранды- Мациендры (овладение праной для обуздания ума). Принято считать, что без пранаямы закрыт путь в Дхиану, и это в действительности так. но очень редко исключительные личности в своей высшей практике сразу приступают к Дхиане. Йоги это объясняют тем. что в своих предыдущих воплощениях они прошли первые 5 ступеней.

Необходимо также отметить, что упражнения в пранаяме могут привести к такому психическому состоянию и развитию, которое, даже без усиленной тренировки в сосредоточении, даст возможность производить феномены магнетизма без помощи пассов, одним только усилием мысли и, что самое главное, станет легко достижимым состояние пратьяхара, после чего открывается путь в высшую Йогу.

  1. СУРЬЯБХЕДА («проникновение солнца», или вдох в солнечное сплетение)

В позе падмасана вдыхайте через правую нОздрю настолько медленно, насколько это вам удобно. На задержке выполните джаландхарабандху и мула-уддияна-бандхи. Для начинающего установленная грань задержки 30 секунд, для опытного ученика — до тех пор. пока из ногтей не появится пот. Сперва делайте 10 циклов, постепенно доводя до 20. При совершенном овладении этой пранаямой можно практиковать до 20 циклов 4 раза в день. Эта пранаяма только односторонняя — вдох правой ноздрей, а выдох левой. Здесь уместно вспомнить солнечное дыхание. Вероятно, эта пранаяма эффективна во второй половине дня.

Упражнение очищает мозг, уничтожает кишечных червей, излечивает болезни газовыделения, способствует лечению ревматизма.

  1. САХИТА (сукх-пурвак) — приятная пранаяма Эта пранаяма бывает двух видов с биджа (сигарбха) и без бидака (нигарбха).

Первый вариант сложнее, так как он требует специальной формы сосредоточения на определенных символах.

В удобном сидячем положении, с лицом, обращенным к востоку или северу, думает он о БРАХМЕ, полном раджаса. о красном цвете и о форме (санскритской) буквы «А». Йогин вды хает через ида-нади, повторяя 16 раз А-биджа. В конце вдоха и в начале задержки он делает уддияна-бандху. Затем он должен думать о ХАРА (Вишну), полном сатва, синем цвете и о форме буквы «У» в то время как он во время задержки дыхания повторяет 64 раза У-биджа. Затем он должен думать о Шиве, как о полном тамаса, о белом цвете, о форме буквы «М», думая, выдыхает он через правую ноздрю при 33-кратном повторении У-биджа. Затем он снова вдыхает через пингала-нади, задерживает дыхание и снова выдыхает через ида-нади, повторяя биджа в том же порядке.

ГХЕРАНДА

Следовательно, здесь имеет место формула — 1х:4х:2х. Внесем ясность в сущность этой формулы.

Нам известно, зачем нужна длительная задержка дыхания, но вот удвоенный выдох (против вдоха) также необходим с определенной целью. Согласно Йоге, длина нормальной струи выдоха должна быть длиной в 12 пальцев. При интенсивных нагрузках длина воздушной струи достигает 96 пальцев. При нормальном выдохе и меньше — жизнь удлиняется, а при превышении этой нормы — жизнь сокращается. Тепсим образом, эта форма удлинения выдоха способствует удлинению жизни.

Пранаяма в таком виде очень трудна для европейца. Другое дело индус, он с детства привычен к этой символике, и психологический склад его ума несколько статичен. Для западных учеников рекомендуется та же формула, но без символических представлений и без биджа. Правда, с указанными усложнениями пранаяма значительно облегчается и ее эффект возрастает.

Итак, в упрощенном виде делаем вдох через правую ноздрю (1х), перекрываем ноздри и задерживаем дыхание (4х), затем следует выдох через левую ноздрю. Далее — вдох через левую, задержка и выдох через правую. Это один круг. Значение х необходимо наращивать очень медленно так. чтобы эта пранаяма была действительно приятной и ее свободно, без нацряжения можно было выполнять в течение всего упражнения. Для начала примите х=2. Если же сахита выполняется с целью пробуждения Кундалини. то она сочетается еще с двумя бандхами, а точнее с четырьмя (см. советы к пранаяме). Применение бандх облегчает саму пранаяму. Требуются еще определенные символические представления, как это дано в главе о Кундалини.

Для оздоровительных целей сахита практикуется по нескольку циклов 1-2 раза в день. Если, кроме сахиты, вы практикуете и другие дыхательные упражнения, то делайте 10-20 циклов по 3-4 раза в день, и этого будет достаточно для очищения надей, и потом она выполняется до тех пор, пока не будет открыта сушумна, что сопровождается особым характерным звуком, и только после этого сахита выполняется 10-20 раз «для сохранения формы», а число кевали доводится до 80 раз. Совершенный йогин практикует 320 циклов сахиты в течение суток за 4 приема.

При овладении сахитой наблюдаются 3 ступени:

а) низшая (12:48:24) — сопровождается потением;

б) средняя (16:64:32) — сопровождается дрожанием позвоночника:

в) высшая (20:80:40) — сопровождается подниманием от пола (левитация).

Йоги находят это упражнение полезным, когда необходимо возбудить деятельность ума и заставить его мыслить ясно или же создать равновесное состояние психики, усилить ее деятель- ность и сосредоточенность. Не случайно эту пранаяму используют юристы, ораторы и другие.

Благодаря этой форме дыхания устраняются многие болезни, улучшается аппетит и пищеварение, облегчается соблюдение брахмачерья. Тело становится сильным, стройным, здоровым, удаляется лишний жир, появляется блеск’в глазах, голос становится мелодичным, исчезают леность и поспешность, повышается созерцательность ума, появляется чувство радости и душевного покоя.

При углублении в Йогу сахита способствует развитию телепатии, психолечения, но требует строгой умеренности в еде, МЯСО ИСКЛЮЧАЕТСЯ.

  1. УДЖАЙИ (победоносный)

Эта пранаяма выполняется в разных позах и даже на ходу.

Техника: после полного выдоха сделайте вдох через обе ноз дри без обычного звука, характерного для нормального дыха ния. Для контроля сперва прикройте глотку, чтобы получился слабый гортанный звук, наподобие «ха» или «ханга». На задержке дыхания сделайте джаландхарабандха (на ходу она выполняется) и после нее, подняв голову, с таким же звуком выдыхайте через левую ноздрю, а следующий выдох будет через правую. Формула дыхания, как и в сахите. Первое время можете выдыхать через обе ноздри.

Цель упражнения — увеличить объем легких, закрепить ритм и глубину дыхания. Упражнение разностороннего действия: снижает жар в голове, увеличивает желудочное тепло, убирает слизь в горле, способствует лечению астмы, туберкулеза и многих простудных заболеваний, снимает головные боли. Ш.С. Шивананда утверждает, что регулярно упражняющийся в уджайи становится красивым. Вероятно, он имеет в виду пробуждение особенной внутренней душевной красоты. Уджайи возбуждает эндокринные железы, особенно щитовидную, способствует нормализации пониженного давления крови, развивает чувство расторопности и бдительности, способствует v сосредоточению.

Это упражнение противопоказано людям возбужденным и с гиперфункцией щитовидной железы или с высоким давлением крови.

Начинайте практику уджайи с нескольких кругов, постепенно наращивая количество на один прием. Йогины в течение суток за 4 приема делают 320 кругов.

  1. СИТАЛИ (СИТКАРИ)

Сложите язык трубочкой и немного всуньте его сквозь слегка сжатые губы. Медленно вдыхайте со свистящим звуком наподобие «СИ». Задержите дыхание настолько, насколько это вам удобно, затем медленно выдыхайте через обе ноздри. Выполняйте упражнение 15-20 раз утром. Ситали также выполняется на ходу.

Йоги заверяют, что на того, кто долго и регулярно выполняет эту пранаяму, не действует укус змеи или скорпиона, тело его становится стройным и красивым. Практикуйте ситали. когда ощущаете жажду, голод, леность.

СИТКАРИ. Все так же. как и для ситали, только язык касается кончиком неба, а губы сложены трубочкой с маленьким отверстием для выдоха.

  1. БХАСТРИКА (кузнечные меха)

В действии это упражнение напоминает работу кузнечных мехов.

Исходное положение падмасана. можно стоя, сделайте глубокий вдох и резко выдохните. Диафрагма и все дыхательные мышцы работают как единый механизм. Очень важно, чтобы вдох был более медленным, чем выдох. Упражнение выполняется очень внимательно.

Принципиальное отличие между бхастрикой и капалабхати состоит в том, что во втором случае все внимание уделено работе диафрагмы и нет необходимости следить за тем, заполняются легкие воздухом или нет. В бхастрике, наоборот, дыха-, ние должно быть полным, глубоким. Для начала сделайте 10 дыханий и после каждого выдоха еще сделайте глубокий вдох с последующими джаландхарабандхой и мула-бандхой, сосредоточьтесь на муландхарачакре, дыхание задержите настолько, насколько сможете, затем поднимите голову, медленно вдохните через нос и выйдите с мула-бандхи. Выдох должен быть максимально возможным, поэтому форсируйте его мула- бандхой и уддияной, это способствует хорошему току венозной крови. Есть рекомендации выполнять бхастрику тремя приемами, следующими друг за другом. Но во всех случаях требуется осторожность и чувство меры, особенно в сочетании с бандхами, так как могут возникнуть запоры или желудочные расстройства.

При интенсивном выполнении бхастрики возможно обильное потение, так как она действует согревающе. Очень медленно количество дыханий в одном приеме доведите до 30. Между отдельными приемами дышите обычным способом. Бхастрика редко применяется как самостоятельное упражнение, но чаще входит в различные комплексы как очищающее дыхание. Возможна и в начале пранаямы как подготавливающая дыхательную систему.

При головокружении уменьшите количество дыханий в одном приеме, а при кашле упражнение прекратите. Бхастрика — очень сильнодействующее упражнение: печень активизируется и укрепляется, то же селезенка и поджелудочная железа, очищаются лобные пазухи. Бхастрика генерирует прану. В этом уп-

ражнении не превышайте своих возможностей, иначе вы будете изнашивать себя. Для людей со слабой конституцией и малой емкостью легких бхастрика противопоказана. У кого больные уши и глаза, ненормальное кровяное давление, кровотечения — бхастрика противопоказана.

Бхастрика освежает весь организм, особенно полезна людям умственного труда, так как повышает работоспособность и самочувствие, разрушает лень.

Бхастрика лечит различные заболевания горла, хронические гастриты, бронхиальную астму, очищает нервы, увеличивает рабочий объем легких, очищает нос, трахеи, бронхи, согревает на холоде. Зимой бхастрика выполняется в любое время, в жаркое время лета — только утром. Бхастрика также выполняется чередованием ноздрей. Делайте упражнение только через одну ноздрю, например, правую, почувствовав усталость на вдохе, правой ноздрей сделайте джаландхара мула бандхи, после задержки выдохните через левую ноздрю и далее продолжайте упражнение уже левой стороной. Так можно чередовать стороны по нескольку раз. Есть и другой вариант: вдох через левую ноздрю — выдох через правую. Проделайте так несколько раз и смените последовательность.

Бхастрика пробуждает и поднимает Кундалини и на ее пути пробивает три грантхи (узла): Брахма-грантху, Вишну-гран- тху, Рудра-грантху. Что такое грантхи? Каждый из 6 центров представляет одну таттву, каждая таттв# имеет определенное числе лучгей (всахасрараони бесчисленны и вечны). Шесть центров разделяются на три группы, каждая из этих групп имеет один кнот, то есть грантху-верхушку, где сходятся чакры, которые составляют эту группу. Когда ида и пингала достигают места между бровями, то вместе с сушумной делают заплетенный трижды кнот. Из трех узлов в Брахма- грантхи сила Майи особенно сильна. Проникновение этих узлов сопровождается физическими болями и болезнями. Из этих соображений не следует концентрироваться на таком центре, как пупок (нахипадма).

  1. БХАРАМАРИ (подобно пчеле)

Это дыхательное упражнение и следующее за ним МУРЧХА в текстах даются как самостоятельные, но в действительности они являются подготовкой к упражнению КЕВАЛИ. Первое из них сильно задерживает выдох, а второе — задержку выдоха.

Техника: энергично вдохните через обе ноздри, издавая звук летящей пчелы-трутня (ча-ра-ва-ра), и выдохните, растягивая выдох и издавая жужжащий звук пчелы-матки. Выдох должен производиться как можно дольше. С течением времени в правом ухе появятся таинственные звуки анахат, прислушиваясь к которым повышается степень сосредоточенности и дыхание еще больше замедляется. Звуки анахат появляются при сильном сосредоточении на слухе. Они становятся с каждым разом все отчетливее: сперва можно услышать сверчка, потом флейту, далее раскаты грома, барабан, полет пчелы, гонг, трубу, фанфары, литавры и так далее.

  1. МУРЧХА (обморок)

Техника: вдохните и задержите дыхание при помощи джа- ландхарабандхи, сосредоточьтесь на аджна-чакре и оставайтесь в этом положении так долго, пока не появится чувство, что сейчас наступит обморок, и только в этом случае начинайте медленно выдыхать. Выдох должен быть длинным, чтобы из легких удалился весь воздух.

Парамаханса Йоганда, описывая это состояние, говорит, что у него было такое чувство, как будто из его легких воздух выкачивали насосом. В этом упражнении имеет место не обычный обморок, а особая форма отвлечения чувств. В отличие от бхра- мари здесь имеет место фаза, когда легкие без воздуха.

  1. КЕВАЛИ (исключительная задержка воздуха)

Кто познал пранаяму и кевали — настоящий йог. Есть ли что-нибудь недоступное в трех мирах для добивающегося успеха в этой кевали-кумбхаке. Слава, слава таким проявленным душам. Да пребудет их благословение над всеми учениками Йоги.

Ш.С. ШИВАНАНДА

Кевали и кхечари—две вершины двух разделов Йоги, но во- обще-то, они переплетаются и ведут к одной цели. Вся техника пранаямы прямо или косвенно ведет к растяжению дыхания, и в кевали эта техника получает свое окончательное завершение. Техника этого дыхательного упражнения отсутствует — просто необходимо растягивать безгранично все 4 фазы дыхания.

Возьмите известную вам сахиту с большим показателем X, большим, чем это необходимо для высшей ее ступени. Будем

считать, что к этому высокому пределу ученик шел постепенно и длительное время. Чтобы не выйти за пределы своих возможностей, на данный момент необходимо, помимо уже известных, требование руководствоваться еще двумя условиями;

1)           при чувстве боли или сильного мускульного напряжения показатель X формулы необходимо уменьшить;

2)           при работе на высоких пределах, когда X больше 30, может создаться такое положение, когда кажется, что воздух как бы старается выйти из груди, а в голове появляются различные звуки — это значит, что наступила мера ваших индивидуальных возможностей на данный момент и эту грань не следует переходить, пока она не будет закреплена и не исчезнут отрицательные симптомы.

Каждый раз, когда срабатывает импульс начала вдоха, его можно подавить актом глотания или напряжением мышц живота, какой-то разновидностью уддияны. При регулярной, длительной тренировке можно достигнуть 4-минутной задержки дыхания, но это дается при одноразовом выполнении, а что касается нескольких циклов, то это задача весьма сложная. Когда-то наступает такой момент, когда уже обычные методы не дают желаемых результатов в подавлении импульса вдоха, в этот момент проглатывается язык, которым перекрывается носоглотка — это кхечари-мудра. Акт глотания частично подавляет импульс вдоха, проглатывание языка безгранично растягивает (останавливает) дыхание. Видимо, йоги практическим путем на шли особый, неизвестный нам центр в языке или носоглотке, при помощи которого они так сильно могут влиять на дыхание…

4-минутная задержка — это уже кре-что из того, что можно получить из высшей практики, но это еще ничто по сравнению с тем, что дается при безграничном растягивании дыхания.

В пранаяме на высоких уровнях может появиться чувство зуда, переходящее в кажущиеся укусы насекомых. Более того, возможны судорожные подергивания конечностей, переходящие в лихорадочные подергивания всего тела. В это время необходимо быть в падмасане, и она предохранит от конвульсий. Возможно также появление болей в брюшной полости, начинающейся с громких щелкающих звуков, что вызывается проглоченным воздухом. Все эти явления не должны вызывать

опасений и скоро проходят при регулярной практике. Много тягот и необычностей возникнет на пути кевали.

Имеется много тягот и почти непреодолимых препятствий в Йоге, поэтому йог должен продолжать практику с энтузиазмом, даже если его жизнь подкатывается к горлу.

Ш.С. ШИВАНАНДА

Если это сказал великий йогин, закончивший свой путь в МАХА-САМАДХИ, то и нам не следует рассчитывать на легкий путь.

Выше мы говорили, что кевали можно начинать с известной нам сахиты. но сейчас уже можно сказать, что кевали не имеет регулярного разграничения всех фаз дыхания.

В кевали-кумбхаке нет регулярных речака и пурака. Вы должны будете удлинить период кумбхаки. Во время кумбхаки уводите разум от всех объектов и твердо фиксируйте его на Атме или сосредоточьтесь на пространстве между бровями (аджна-чакре)… Благодаря упражнению в кевали-кумбхаке возникает Кундалини… Кундалини пробуждается, и сушумна освобождается от всяких узлов (грантхи).

Ш.С. ШИВАНАНДА

Вдох-выдох все же здесь имеют место, йо они не ограничены рамками какой-либо формулы. Ояи настолько длительны, что друг в друга переходят автоматически и незаметно.

Имеется в виду та стена, которая скрывает от йогина высший этап концентрации.

  1. ПЛАВИНИ

Техника:«… медленно пей воздух как воду и посылай его в желудок, при этом желудок немного раздуется, при постукивании он издает глухой звук. Воздух из желудка изгоняется посредством отрыгивания».

ГХЕРАНДА

«Пить» воздух несколько проще, если вытянуть немного шею вперед, вдыхать его. как в каки-мудре, и делать глотательные движения на конце каждого вдоха. Кто владеет этой прана- ямой, может как угодно долго плавать на воде и обходиться долго без пищи.

Видно, что в этой пранаяме что-то недосказано и вряд ли она имеет свое место в классической восьмерке. Она слишком проста, не содержит элементов управления дыханием.

* * *

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ «ПРАНАЯМА»

Теперь на основе уже имеющихся знаний мы можем сделать некоторые общие выводы, проследить взаимную связь упражнений пранаямы. Что-то из данной главы должно проясниться при изучении дальнейших разделов, а что-то — из личного практического опыта.

Самое первое упражнение — это ритмическое дыхание. Ритм дыхания в человеке заложен природой, но в силу различных причин он нарушен, и это не могло не сказаться отрицательно на многих жизненно важных функциях. При вдохе, равному выдоху, прана не теряется — вот основа ритмического дыхания. Йоги требуют соблюдать ритм дыхания везде, во всех случаях жизни. Ритмом дыхания йогин не только приобщается к единому ритму Вселенной, но и дисциплинирует себя, постоянно помня о своей главной задаче.

Полное глубокое дыхание теперь уже становится полным глубоким ритмичным дыханием и является постоянной формой дыхания во всех упражнениях. Далее следует ряд специальных дыхательных упражнений, которые йогин будет применять в различных случаях, но все они будут способствовать общему укреплению тела и духа. Йогин должен быть закаленным от холода, голода, жары, жажды, ядовитых веществ — это Дают упражнения ситали, ситкари. Далее следует капалабхати. общеразвивающее и очищающее упражнение, его следует выполнять перед малой пранаямой и после нее. Оно готовит к бха- стрике.

Большой пранаяме предшествует очищение надей и постоянное внутреннее и внешнее очищение. Воздух не проходит через нади. когда они полны нечистот. Как может быть тогда успех в пранаяме. как можно достигнуть

познания истины? Поэтому надлежит сначала упражняться в очищении надей. а лишь потом в пранаяме. Существуют два рода очищения надей — саману и нирману.

ГХЕРАНДА

Здесь мы отсылаем читателя к главе «Очищение», где будут даны методы грубого очищения (ШАТ-КАРМЫ) и тонкого посредством специальных дыхательных упражнений.

Далее следует малая пранаяма. Мы обратили уже внимание, что в ней есть некоторая задержка дыхания и некоторые движения, которые не характерны для асан, но они были нужны, чтобы ввести весь объем легких в процесс более сложных форм дыхания.

Сурьябхеда—здесь уже имеет место значительная задержка дыхания (до потения), продолжается дальнейшая очистка надей. лобных пазух, оздоровление кишечного тракта от червей.

Сахита — это дальнейшее развитие процесса дыхания, из ее ступеней видно, как стремительно возрастает задержка, раздвигая процесс вдоха и выдоха. В удлинении процесса дыхания кроется вся тайна техники дыхания. Видимо, не зря Патанджали в своей «Йога-сутре» определяет пранаяму как разделение процессов вдоха и выдоха. Сахита, развиваясь далее, переходит в высшую форму — кевали.

Бхастрика в различных сочетаниях с другими упражнениями помогает «поднять» Кундалини, но главное ее предназначение состоит в том, что она на пути движущейся Кундалини пробивает три известные грантхи. троекратно повторяемая с уджайи. Во время задержки дыхания в этом процессе внимание концентрируется последовательно на каждом из этих узлов, которые имеют свое физическое соответствие условно в следующих местах: в муландхаре (на сильно выдающемся позвонке крестцовой и копчиковой костей), в области между манипура и анахата (на высоте солнечного сплетения, где у каждого, занимающегося Йогой, имеется утолщение позвоночника) и между вишудха и адасна (место утолщения шейного позвонка).

Вместе с уджайи выполняется известная маха-ведха, то есть при вдохе мула-бандха. при задержке — джаландхарабан- дха, а при выдохе вводится уддияна-бандха, хотя частично уддияна имеет место еще на задержке дыхания для поддержания нужного уровня давления в легких. Роль уддияна-бандхи здесь

особенная. Дело в том. что йогин может видеть пробудившуюся Кундалини в виде остроконечного пламени, а появляющийся жар еще больше усиливает это впечатление. Уддияна-бандха направляет это пламя в нужном направлении по сушумне.

Уже было сказано, и об этом мы еще будем говорить, что пробуждение Кундалини сопровождается усиливающимся жаром в позвоночнике, который еще больше «подогревается» повторяющейся бхастрикой. На высших ступенях практики этот жар можно будет вызывать только сосредоточением. Жар может исходить как бы от отдельных чакр. Йоги утверждают, что этот жар вызывает интенсивное созревание цветков лотоса (ча- крамов).

В обычном состоянии для созревания чакр потребуются тысячи земных воплощений, и только в отдаленном будущем может быть получено духовное пробуждение. Теперь ясно, почему йогин прикладывает столько сил и энергии, чтобы пробудить свои чакры уже в этом воплощении и прервать цепь смертей и рождений. Но вернемся к наши пранаямам.

Бхрамари составляет часть кевали. Особенностью этой пранаямы является концентрация внимания на прослушивании звуков анахат, сосредоточение на которых приводит к тому, что задержка дыхания (когда легкие с воздухом) наступает автоматически.

Мурчха—упражнение, для которого, наоборот, характерен очень длинный выдох, переходящий в паузу без воздуха в легких. Когда весь воздух из легких выдохнут, астральное тело выходит из физического, и наступает экстаз.

Итак, бхрамари, в котором вдох, растянутый до кумбхаки с воздухом в легких, характеризуется признаком концентрации, а мурчха —выдох переходит в кумбхаку без воздуха в легких (су- ниака), что является признаком медитации.

Эти два упражнения, ведущие к самадхи, образуют вместе высшую ступень духовного упражнения, так называемую самьяну, характерную для раджа-йоги. Высшее самадхи уже до стигается в кевали. Как бы подводя общий итог, приведем изложение техники кевали, позаимствованное у Й. Парамахансы:

«Пусть нами осознаются вдох и выдох:

  1. Когда вы это выполните, то не делайте принужденным ни вдох, ни выдох. Дышите естественно, только наблюдайте процесс вдоха и выдоха, повторяя при этом ХАМ и СА. Когда ды-

хание прекращается само собой, в легких или снаружи, подождите, пока оно не потечет снова само собой.

  1. Обратите внимание на то, что целью этого упражнения является естественным образом удлинять паузы, когда нет течения дыхания. Когда дыхание само собой входит и не сразу выходит, подождите и насладитесь состоянием бездыханности… пока дыхание не захочет снова вытекать.
  2. Сосредоточьте ваше внимание на паузе, когда прекращаете дыхание, не вызывайте насильственно это бездыханное состояние.
  3. Посредством наблюдения за процессом дыхания отделите ваше *Я» от него и узнайте, что тело только частично существует посредством дыхания».

Как видим, здесь непременным условием является наблюдение за процессом дыхания, то есть сильная концентрация внимания, что уже автоматически ведет к еще большему замедлению дыхания. Этот процесс развивается еще дальше. Замедление дыхания приводит к замедлению сердцебиения, что, в свою очередь, притупляет восприятие окружающей среды органами чувств, и в этом случае сознание становится способным еще больше сосредоточиваться на определенном объекте.

В большинстве доступных источников кевали дается всего несколькими строчками, что явно не раскрывает внутренней сущности этой пранаямы. По этой причине скажем еще несколько слов в части ее техники.

Наблюдая за процессом дыхания, то есть сосредоточиваясь, мы стираем границы между вдохом и выдохом и, таким образом. вдох становится очень длинным, медленным, что незаметно переходит во вдох и обратно. На этом исчерпывается первая фаза кевали, когда после долгого вдоха следует безграничное задержание дыхания в легких. В этом случае легкие полностью заполнены воздухом, и только иногда производится выдох, чтобы ввести новую порцию воздуха.

При дальнейшем углублении в практику кевали внезапно наступает вторая фаза — теперь легкие с каждым разом становятся все больше пустыми, и, в конечном итоге, наступает задержка дыхания без воздуха в легких, от чего наступает экстаз.

Поэтому когда Псеранда требует правильно выполнять кевали, удваивая ее, то это следует понимать как достижение 2-й фазы.

Итак, вся практика пранаямы, если можно так выразиться, вводит нас в тело, мы знакомимся с тонкими силами, узнаем, как токи праны проходят по всему телу, и как только мы научимся чувствовать эти токи, мы получаем власть над всем телом, а потом и над мыслями.

* i *

Заканчивая главу «Пранаяма», нельзя не сказать хотя бы несколько слов о психолечении, тем более что эта способность обретается в процессе пранаямы. Если вы почувствовали в себе токи пранаямы, научились ее накапливать и также владеете сильным сосредоточением, то вы вполне можете лечить многие болезни, так как они возникают из-за недостатка праны, которую вы можете послать в любой орган или передать ее вашему пациенту. Более того, вы можете посылать вашу прану на расстояние другому больному человеку.

Общий принцип врачевания праной основан на том, что он движим мыслью, потому что прана движима мыслью, отсюда важное условие: при любых видах пранического лечения основным рабочим элементом является мощное сосредоточение.

Мы, люди XX века, располагаем широкими возможностями медицинского обслуживания и поэтому перестали интересоваться опытом предыдущих поколений. Древние цивилизации хорошо владели различными способами лечения, «не стандартными» для современных методов. Правда, сейчас потихоньку, «со скрипом» мы заимствуем кое-что из древнего опыта, и сейчас уже не всякий скажет, что наложение — это шарлатанство.

Дар или способность к методам психолечения не является присущим только отдельным личностям, такими способностями может обладать любой человек, прошедший определенную подготовку по специальной технике.

Космический источник праны неограничен, поэтому не жалейте ее для других. Но необходимо твердо помнить, что, отдавая, вы должны позаботиться о том, чтобы и у вас что-то осталось. Уменьшая прану своего тела, вы становитесь на место того, кого лечите!..

Когда чувствуете в себе достаток сил и уверенность, ч то. отдавая энергию больному, вы имеете ее избыток или быстро восстановите недостаток, тогда вы просто должны пожертвовать жаждущему.

Что бы у вас ни болело, сядьте в падмасану, закройте глаза, подышите ритмично, прикажите себе вдохнуть побольше праны. проделайте сахиту. сосредоточьтесь на больном органе и пошлите туда прану. Повторите эту процедуру 12 раз утром и столько же раз вечером. Во время выдоха представляйте себе, что все болезни уходят от вас. Всем своим существом сосредоточивайтесь на факте выздоровления.

Массируя больной орган, приказывайте ему мысленно хорошо справляться со своими обязанностями. Больной орган, каждая клеточка его получают необходимую информацию не только от вас, но и от вашего подсознания.

Если вы чувствуете общее ослабление вашей жизненной энергии, примите позу падмасана, сложите руки, сомкнувши пальцы, чтобы исключить всякую утечку праны, затем дышите ритмично, сосредоточивайтесь на акте накопления праны, и вы скоро почувствуете, как запас ваших жизненных сил пополняется.

Как ни необычно выглядят такие методы лечения, но попытайтесь их испытать, и ваша неуверенность исчезнет.

Сядьте рядом со своим пациентом, закройте глаза, сделайте кумбхаку, направьте прану на больную часть тела больного. Пойте ОМ в уме, ясно представляйте себе, что прана проникает в больной орган, в его нездоровые клетки и разрушает их. Одно нужно помнить — при приближении к больному у вас и в мыслях не должно быть, что этот человек очень болен, так как больные очень чувствительны и могут угадать ваши мысли.

Если ваш пациент имеет хорошую духовную восприимчивость, условьтесь с ним о лечении на расстоянии и направляйте ему поток праны. Наилучшее время — два часа до рассвета (брахмамухуртра). Делайте кумбхаку, когда посылаете прану, также практикуйте ритмичное дыхание, представляйте себе, что прана покидает ваш ум, следует через пространство и входит в пациента. Сами вы лицом должны быть повернуты в сторону больного.

Практика психолечения не приходит скоро, она требует упорной работы над собой и хорошего владения специальной техникой.

ОМ! ОМ! ОМ!